Образовательная программа по ОБЖ Школа выживания и основы первой помощи

yrrpABJrEHr.4Eo'pA3oBl!1l4-nrEPcKoroYYHI'IqurAIbIgIoPAIZ.HA
c'n' AEfi CK.E)
MyHl4ul4nertlgon*o.,"H5iffiruEqneego;'frnrHoEyqPExAEHl,IE
(CpEAHffs Os[IEo;pA3OBATEn*r,q,-ri

ilIKOJIA

""'

;i'^dHKoUrpee

PacctuorPeua

Ha 3aceAaHI4I',I

fleAafQf}lqecKoro coBeTa
Ilpororco.n Nel

ot

< 26>

aBrycra 2020 t

,I[,ono.nunTeJrbHafl

o6ureo6pa3oBareJrbHafl

o6uepasBllBalouafl rlporpaMMa

no ocHoBaM 6esonacHocrl'LKll3HeAeflTeJrblrocrlt
tlfl l4ocHoBbl nepnofi noMolrlurr
tt

'Inora

BbIlKuBaH

aJIbHo
Hanpanrreuuocrb : ooql,I

-

ryM aHIlTapHaJI

Vponeur nporpaMMbl: o3HaKoMllrenrslr[

: 11
Bospacr o6Yuarouvrxcs:

-

12

ler

1 roA
Cpor peaJll43aqur flporpaMulr:

AnroP-cocraBl4Telb:

Typora Xassa Xancurosua

[eftcroe, 2020 t'

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она является
логическим продолжением программ общего образования: «Основы безопасности
жизнедеятельности», географии, экологии и химии.
Проблемой современной жизни являются экологические проблемы, экстремальные
ситуации, сохранение и укрепление здоровья с раннего возраста. По данным Минздрава
России, возросло число бытовых травм у детей, повысилось количество несчастных
случаев на водоемах, часто причиной травматизма является попадание в различные
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. По данным МВД России,
увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия.
Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей
не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают
свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие
процессы подвижны и неустойчивы. Чем труднее ситуация для ребѐнка и чем большую
сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее
развивается торможение в центральной нервной системе ребѐнка. Возникает
необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в
обществе, при автономном существовании в природе, выработать автоматизм безопасного
поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.
Направленность. Программа дополнительного образования "Школа выживания и
основы оказания первой помощи" является программой гуманитарного профиля «Точка
роста» в рамках нацпроекта «Образование» по курсу «Основ безопасности
жизнедеятельности» для 5-7 классов. Предусматривает знакомство с теорией и
практикой оказания первой помощи пострадавшим на месте происшествия, изучение
правил безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера.
Новизна программы. Программа кружка ориентирована на создание у школьников
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и
приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и
чрезвычайные ситуации, а также основ оказания первой помощи пострадавшим. В
содержание курса «Школа выживания и основы оказания первой помощи» входят аспекты
различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые
систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные
учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них развитию цельного
представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Нормативно-правовая база.
В своей деятельности члены кружка «Школа безопасности и основы первой помощи»
руководствуются нормативно-правовыми документами:

Конституцией и законами Российской Федерации
Законом «Об образовании РФ»
Конвенцией ООН «О правах ребенка»
Основными принципами деятельности кружка являются:
Принцип добровольности
Принцип взаимодействия
Принцип равноправия и сотрудничества
Принцип самостоятельности
Принцип коллективности
Принцип ответственности за собственное развитие
Принцип ответственности
Принцип гласности
Основные идеи программы. Сформировать у учащихся сознательное и ответственное
отношение к личной и общественной безопасности, приобщить учащихся к
самостоятельности и взаимопомощи, расширить представление учащихся о поведении в
экстремальных ситуациях.
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной программе
«Школа безопасности и основы перовой помощи» составляет один год. Программа
предназначена для обучающихся 5-7 классов. Общее число часов – 102 ч. Для
эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 15-20 человек,
состав групп – постоянный.
Отличительной особенностью структуры и содержания программы является ее
практическая направленность, возможность обучения школьников разных возрастов (от 11
до 14 лет), проведения индивидуальной, групповой и коллективной работы, вариативность
практических заданий. Выполнение практических заданий обычно происходит
неравномерно, поэтому возможно выполнение работы индивидуально и в подгруппах. По
данной программе могут заниматься обучающиеся, не имеющие специальной подготовки,
так как обучение начинается с самых азов. Программа рассчитана, в первую очередь, на
детей со способностями к изучению основ безопасности жизнедеятельности.
Поскольку программа предназначена для детей среднего школьного возраста,
необходимо учитывать индивидуальные особенности практически каждого ребенка.
Дети 11-14 летнего возраста – учащиеся 5-7 классов общеобразовательных организаций.
Они отличаются повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием
развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать
высокую оценку со стороны. У подростков начинает формироваться более осознанный
подход к миру профессии, политики, нравственности. Отношения к подростку всех
субъектов воспитания должны характеризовать следующие признаки: внимание к
подростку как к личности, уважение его прав; сострадание и сочувствие, понимание
причин отклонений в его поведении; создание теплой, дружеской атмосферы как средство
снятия у подростка напряжения и враждебности; тактичность помощи, доверие к его

возможностям и одновременно создание атмосферы успешности; освоение взрослым во
взаимодействии с подростком роли партнера, советчика, консультанта, старшего
товарища.
Виды занятий: теоретические, практические.
Теоретические сведения включают информацию познавательного характера, объяснение
нового, повтор пройденного материала. Теория сопровождается показом наглядного
материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей
интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые
дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Практическая работа включает отработку знаний полученных на теоретических занятий
на практике.
Методика проведения
деятельность детей.

занятий

предусматривает

разнообразную

практическую

Форма организации образовательного процесса
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации
обучения: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам, коллективная.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении
выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении
практических
работ,
выполнении
творческих,
исследовательских
заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами,
обладающими низким или высоким уровнем развития.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной
в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной
жизни. Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе
обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков,
проявление самостоятельности и творческой активности.
В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в
программу по проверке теоретических знаний, викторины, а также защита творческих
работ (исследовательской работы). Основным результатом завершения прохождения
программы является создание конкретного продукта (проекта) реализации собственной
компетентности.
Формы подведения итогов реализации программы: соревнования «Школа безопасности»,
игра-испытание, учебно-исследовательские конференции по защите проектов.
Виды контроля: Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды
контроля как вводный, текущий, тематический, итоговый контроль. Преобладающими

формами текущего контроля УУД являются: тестирование, решение практических
ситуаций, практические занятия, защита проектов.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель:
- подготовка обучающихся в области
безопасности в
ситуациях природного и техногенного характера.

чрезвычайных

- закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки обучающихся,
- воспитание у обучающихся сознательного отношения к охране своего здоровья и
здоровья окружающих, гуманизма и милосердия,
- стимулирование у обучающихся интереса к медицине.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе
формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и
навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Задачи:
Познавательные: расширение знаний учащихся по биологии и экологии; формирование
навыков
элементарной
исследовательской
деятельности
анкетирования,
социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность,
ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности; уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении
безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства; воспитание навыков
экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе.
Развивающие: развитие умения оценивать состояние городской среды и местных
экосистем;
развитие
духовных
и
физических
качеств
личности,
обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать
развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
развитие умений оказания первой помощи пострадавшим при травмах, несчастных
случаях и внезапных заболеваниях.
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для
жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях, оказание первой
помощи.

1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29

30
31

Тема раздела, занятия
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека.
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека.
Инструктаж. Город и село как среда
обитания человека.
Жилище человека, особенности
жизнеобеспечения жилища.
Бытовые приборы, используемые
человеком в повседневной жизни.
Возможные опасные и аварийные
ситуации, которые могут возникнуть в
жилище; меры по их профилактике.
Особенности природных условий в
городе и селе.
Взаимоотношения людей,
проживающих в городе и селе.
Правила безопасного общения с
окружающими людьми в городе: со
взрослыми и сверстниками, с
незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни.
Основные службы города,
предназначенные для защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации техногенного
характера.
Дорожное движение, безопасность
участников дорожного движения.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых
ситуациях.
Опасные ситуации природного
характера.
Погодные явления и безопасность
человека.
Безопасность на водоемах.
Чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного
характера.

Количество часов
всего
теория
практика
18,5

15,5

3

10

6

4

1,5
1
1.5
1
1,5
1
1,5
1
7,5

4,5

3

6

3

1
1,5
1
1,5
1
1,5

1
1,5
1
1,5
1
1,5

1
1,5
1

1,5
1
1,5
1
1,5
1
9
1,5
1

32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42

Чрезвычайные ситуации техногенного
характера.
Начальная туристическая
подготовка.
Турист – друг природы.
Техника передвижения.
Способы поиска воды и пищи.

1,5
1
1,5
1
1,5
17,5

Физическая, медицинская,
психологическая подготовка.

1
1,5

45
46

Разбивка лагеря в обычных и
экстремальных условиях.

1
1,5

47
48

Основы ориентирования на местности.

1
1,5

49
50

Специальная туристическая подготовка.

1
1,5
3,5

53

Автономное выживание в
экстремальных ситуациях.
Что такое «Выживание»?
Выживание в условиях резко
континентального климата.
Выживание в горах.
Основы оказания первой помощи.
Возможные травмы и поражения
при ЧС.

37

54
55
56
57

Методы и средства оказания первой
Помощи.

58
59

Первоочередные меры при ранениях и
травмах

Проведение сердечно-легочной
реанимации

62
63

Первая помощь при автодорожном
происшествии.

64
65

Помощь при утоплении.

2

1,5

27

10

1
1,5
1

1,5
1
1,5
1

1,5
1
60
61

7

1
1,5
1
1,5
1
1,5

43
44

51
52

10,5

1,5
1

1,5
1

1,5

1
66
67

Помощь при поражении
электрическим током и молнией.

1,5
1

68
69

Помощь при попадании инородного
тела в дыхательные пути.

1,5
1

70
71

Помощь пострадавшим при
ожогах. Первая помощь при
отморожениях.
Помощь пострадавшим при
извлечении из-под обломков и завалов
зданий и техники.
Первая помощь при укусах животных.

1,5
1

76
77

Первая помощь при отравлении
продуктами горения, отравлении.

1,5
1

78
79

Первая помощь при тепловом и
солнечном ударе. Способы
транспортировки пострадавшего.
Итоговое занятие «Помоги себе и
другу»

1,5
1

72
73
74
75

80
81
82

1,5
1
1,5
1

1,5
1,5
1,5

Содержание учебно - тематического планирования
Раздел 1. Тема: Человек, среда его обитания, безопасность
Город и село как среда обитания человека.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни.
Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их
профилактике.
Особенности природных условий в городе и селе.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе.
Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с
незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни.
Основные службы города, предназначенные для защиты. населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Раздел №2. Тема: Опасные ситуации техногенного характера.
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Раздел №3. Тема: Опасные ситуации природного характера.
Погодные явления и безопасность человека.

Безопасность на водоемах.
Раздел №4.Тема: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Раздел №5. Тема: Начальная туристическая подготовка.
Турист - друг природы!
Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние
пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие
туристские и краеведческие должности и поручения бывают.
Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные
виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.
Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для
альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и
краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.
Техника передвижения
Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и
групповое. Понятия: темп, ритм, специальные команды в при групповом движении.
Практическая работа - поход с преодолением различных препятствий.
Наблюдение за природой и оформление материала по наблюдению. Оформление альбома "Туристу
на заметку" (страница "Растения и животные из "Красной книги" края").
Способы поиска воды и пищи.
Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники
воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.
Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и
друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы.
"Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.
Физическая, медицинская и психологическая подготовка.
Адаптация человека к климату умеренного пояса. Меры профилактики простудных заболеваний,
гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы,
укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своего края. Влияние
(косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика
современных заболеваний. Специальные физические упражнения. Психология выживания.
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
Что взять с собой в поход. Снаряжение туристов. Палатка - дом туриста: ее устройство, правила
установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство
места. Укрытия и их типы. Костры. Правила разведения костра. Как правильно выбрать место для
костра и обустроить кострище. Правила пользования костром в туристском походе. Правила
"захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас. Правила общения с дикими
животными.
Основы ориентирования на местности.
План школы, школа на плане города (села, деревни, поселка). Какие бывают карты. План местности,
топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство).
В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности
по карте и местным признакам.
Практическая работа - топографический диктант, работа с планом класса и школы, определение по
компасу сторон горизонта.
Специальная туристская подготовка.

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.
Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.
Тема № 6 Автономное выживание в экстремальных ситуациях
Что такое «выживание»?
Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнит для
успешного выживания.
Выживание в условиях резко континентального климата.
Резко континентальный климат. Особенности географии Забайкальского края. В данном разделе
главное место отводится походам по территории района (практика).
Выживание в горах.
Походы горы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной
местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и
спецснаряжение.
Раздел № 7 Тема: Основы оказания первой помощи.
Возможные травмы и поражения при ЧС.
Виды ЧС. ЧС природного характера, техногенного и социального характера.
Методы и средства оказания первой помощи.
Основные правила оказания первой помощи (далее - ПП). Определение первоочередности оказания
ПП. Перевязочные и иммобилизационные средства. Методы оказания ПП, асептика и антисептика.
Средства оказания ПП, перевязочные средства.
Первоочередные меры при ранениях и травмах.
Первая помощь при ранениях. Виды ран. Виды кровотечений и способы их остановки. Правила
наложения повязок. Перевязочные средства. Наложение бинтовых повязок.
Оказание первой помощи при механических повреждениях костей. Разновидности переломов.
Способы наложения транспортной иммобилизации. Разновидности травматического шока.
Первая помощь при ушибах и вывихах, ожогах, при отморожении, при тепловом и солнечном
ударе.
Проведение сердечно-легочной реанимации.
Экстренная реанимационная помощь.
Донорский метод искусственной вентиляции легких. Реанимационные мероприятия.
Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.
Первая помощь при автодорожном происшествии.
Основные причины гибели пострадавших и типичные ошибки при оказании первой помощи.
Понятие о черепно-мозговой травме и коматозном состоянии.
Экстренная помощь пострадавшему в состоянии комы. Дальнейшая последовательность осмотра
пострадавшего и оказание помощи.
Координация действий помощников. Правила транспортировки пострадавшего.
Помощь при утоплении.
Этапы оказания помощи. Признаки истинного (синего) утопления.
Причины смерти в первые минуты после спасения. Экстренная помощь при истинном
утоплении. Помощь при сохранении рвотного и кашлевого рефлексов.
Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Оказание помощи после оживления.
Медицинская помощь в первые часы после спасения. Помощь при отеке легких.
Правила транспортировки. Бледное утопление. Особенности оказания первой помощи в случае
бледного утопления.
Помощь при поражении электрическим током и молнией.
Поражающее действие электрического тока. Что такое дефибрилляция сердца. Понятие о
дефибрилляции. Наиболее частые ошибки при оказании помощи.
Правила обесточивания пострадавших. Первая помощь при поражении электрическим током.
Поражение током высокого напряжения и правила безопасного подхода к пострадавшему. Помощь
при поражении током высокого напряжения и молнией.
Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути.

Обстоятельства, способствующие попаданию инородного тела в гортань и трахею. Стадии асфиксии
(удушения). Наиболее частые ошибки при оказании первой помощи.
Помощь пострадавшим при ожогах и отморожениях.
Зависимость смертельных исходов от площади и степени ожога. Понятие об ожоговом шоке.
Понятие об ожоговой болезни. Схема лечения ожогового шока. Правила оказания помощи на месте
происшествия. Степени отморожения, правила оказания первой помощи при отморожения.
Помощь пострадавшим при извлечении из-под обломков и завалов зданий и техники.
Понятие о синдроме длительного сдавливания. Причины смерти пострадавших в первые минуты и
через несколько суток после освобождения. Правила извлечения пострадавшего из-под завала.
Оказание помощи на месте происшествия.
Помощь при укусе животными.
Оказание помощи при укусе змеи, насекомых, паукообразных, беленными животными и грызунами.
Коварство аллергии. Понятие об аллергенах, антителах и аллергической реакции. Схема развития
аллергического шока. Внешние проявления аллергии. Варианты проявления аллергии. Первая
помощь.
Первая помощь при отравлении продуктами горения, отравлении.
Первая помощь при различных видах отравлений.
Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде.
Оказание помощи при отравлении продуктами горения.
Оказание
первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе. Способы транспортировки пострадавших.

Раздел №8 Тема: Итоговое занятие соревнование-практикум «Помоги себе и другу».
1.4 Планируемые результаты
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате освоения предметного содержания кружка «Школа выживания и основы первой
помощи»
у
учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе кружка изучаемые определения и правила становятся
основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе поиска решения
у учеников
формируются
и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза,
классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать
разнообразные явления,
обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные: содержание кружка позволяет развивать и эту группу умений. В процессе
работы ребѐнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать еѐ,
самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный
результат.
Коммуникативные: в процессе изучения материала кружка осуществляется знакомство с
медицинским языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с
использованием медицинских терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе
выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи.
Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия,
является важнейшим умением для современного человека. Образовательные и воспитательные
задачи решаются комплексно.
В результате изучения курса «Школа выживания и основы первой помощи»
Выпускник научится:



классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных и экстремальных
ситуаций
 адекватно оценивать ситуации и безопасно вести себя на дорогах;
 адекватно оценивать ситуации и безопасно вести себя при пожаре;
 адекватно оценивать ситуации и безопасно вести себя в быту;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи, классифицировать средства
оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах, при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных и экстремальных
ситуаций;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести на дорогах, при пожаре, в быту;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания кружка «Школа выживая и основы первой помощи» определяют
те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной
стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой
стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке
должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим курс кружка.

Результаты освоения программного материала по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное —
конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными
результатами.
Личностные результаты:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищѐнности, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;












умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
освоение приѐмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и
государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учѐтом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарно-тематическое планирование
2.2 Условия реализации программы.
Материально- технические условия образовательного процесса.
1. Кабинет специальной подготовки.
2. Компьютер для педагога
3 Проектор
4. Аптечка индивидуальная АИ-2.
5.Сумка медицинская.
6. Набор шин для иммобилизации.
7. Бинты марлевые медицинские.
8. Индивидуальный перевязочный пакет.
9. Макет-тренажер для проведения НМС и ИВЛ.
10. Носилки медицинские мягкие.
11. Жгут резиновый.
12. Ватно-марлевые повязки
13.Аптечка первой помощи
14.Аптечка ПМП автомобильная
15.Набор имитаторов травм
16.Огнетушители
17.Сумка санинструктора
18.Пакет перевязочный индивидуальный
19.Пакет перевязочный медицинский ППМ
20.Первичные средства пожаротушения
21.Манекен-тренажѐр «Максим»
22.Манекен тренажѐр « Искандер»
23.Манекен- тренажѐр «Басик»
24.Фото,видео камера
Учебно-методическое обеспечение:
 Технические средства обучения: компьютер или ноутбук, мультимедийное оборудование.
 Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ обучающихся,
настенные иллюстрации, фотографии, магнитные доски;
 Демонстрационные: законченные работы педагога и обучающихся;
 Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии;
 Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
2.3. Формы аттестации
Для оценки результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Школа
безопасности и основы первой помощи» применяется входной, текущий, промежуточный и итоговый
контроль.
Входной контроль (тест, беседы): определение исходного уровня знаний и умений.
Текущий контроль (опрос, контроль за качеством выполненных изделий на практических занятиях):
определение уровня усвоения изучаемого материала по темам.
Промежуточный и итоговый контроль (выходное тестирование, выполнение практических заданий по
изученным темам): Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических
знаний, умений и навыков, а также сформированности личностных качеств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы:
- продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно - исследовательские
конференции, защита презентаций и т. д.;
- документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого
учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения
программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся,
начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призам

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12

13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29

Тема раздела, занятия
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека.
Вводное занятие. Человек, среда его
обитания, безопасность человека.
Инструктаж. Город и село как среда
обитания человека.
Жилище человека, особенности
жизнеобеспечения жилища.
Бытовые приборы, используемые
человеком в повседневной жизни.
Возможные опасные и аварийные
ситуации, которые могут возникнуть в
жилище; меры по их профилактике.
Особенности природных условий в
городе и селе.
Взаимоотношения людей,
проживающих в городе и селе.
Правила безопасного общения с
окружающими людьми в городе: со
взрослыми и сверстниками, с
незнакомым человеком.
Безопасность в повседневной жизни.
Основные службы города,
предназначенные для защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации техногенного
характера.
Дорожное движение, безопасность
участников дорожного движения.
Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых
ситуациях.
Опасные ситуации природного
характера.
Погодные явления и безопасность
человека.
Безопасность на водоемах.
Чрезвычайные ситуации природного

Количество
часов
18,5
1
1,5
1
1,5
1
1,5

1
1,5
1
1,5
1
1,5

1
1,5
1

10
1,5
1
1.5
1
1,5
1
1,5
1
7,5
1,5
1
1,5
1
1,5
1
9

Дата проведения
План

Факт

30
31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42

и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации природного
характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного
характера.
Начальная туристическая
подготовка.
Турист – друг природы.
Техника передвижения.
Способы поиска воды и пищи.

1,5
1
1,5
1
1,5
1
1,5
17,5
1
1,5
1
1,5
1
1,5

43
44

Физическая, медицинская,
психологическая подготовка.

1
1,5

45
46

Разбивка лагеря в обычных и
экстремальных условиях.

1
1,5

47
48

Основы ориентирования на местности.

1
1,5

49
50

Специальная туристическая подготовка.

1
1,5
3,5

53

Автономное выживание в
экстремальных ситуациях.
Что такое «Выживание»?
Выживание в условиях резко
континентального климата.
Выживание в горах.
Основы оказания первой помощи.
Возможные травмы и поражения
при ЧС.

37

54
55
56
57

Методы и средства оказания первой
Помощи.

58
59

Первоочередные меры при ранениях и
травмах

51
52

1
1,5
1

1,5
1
1,5
1

1,5
1
60
61

Проведение сердечно-легочной
реанимации

1,5
1

62
63

Первая помощь при автодорожном
происшествии.

64
65

Помощь при утоплении.

66
67

Помощь при поражении
электрическим током и молнией.

1,5
1

68
69

Помощь при попадании инородного
тела в дыхательные пути.

1,5
1

70
71

Помощь пострадавшим при
ожогах. Первая помощь при
отморожениях.
Помощь пострадавшим при
извлечении из-под обломков и завалов
зданий и техники.
Первая помощь при укусах животных.

1,5
1

76
77

Первая помощь при отравлении
продуктами горения, отравлении.

1,5
1

78
79

Первая помощь при тепловом и
солнечном ударе. Способы
транспортировки пострадавшего.
Итоговое занятие «Помоги себе и
другу»

1,5
1

72
73
74
75

80
81
82

1,5
1

1,5
1

1,5
1
1,5
1

1,5
1,5
1,5

2.5 Список литературы
Акимова Г.Н. Современная энциклопедия лекарственных растений: энциклопедия/
Акимова Г.Н., Доминов Э.- СПб: Лениздат, « Ленинград», 2007
Брыскин П.М.Сегодня юнармеец- завтра солдат: учебно - метод. Пособие.- М.: высш.
Шк.,1988.
Гаевая В.В. За здоровый образ жизни : элективный курс/ авт.-сост. В. В. Гаевая.Волгоград: Учитель, 2009.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций: книга для чтения/ А.В.
Гостюшин. - М. Издательство « Зеркало», 1994.
Захарова Ф.Г. Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов: учебное
пособие/ Ф.Г. Захарова .- М.»Медицина», 1977.
Репин Ю.В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: пособие по курсу
ОБЖ/ Ю.В. Репин. - Алматы, изд. « Демеу»,1994.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей:
пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ;
под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. Для учащихся 5-7 кл./ А.Л. Рыбин; под
ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение: ООО « Рилионт», 2003.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль: 5-6 кл.:
пособие для учителей, учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т
Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результата.
Система знаний 5-9 кл. пособие для учителей, учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О,
Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2013.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений , учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.:
Просвещение, 2014.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 -7 кл.: рабочая тетрадь,
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение,
2014.
Козловская Е.А. Дорожная безопасность: учебное- методическое пособие/ Е.А.
Козловская, С.А. Козловский, под ред. Е.А. Козловской.- М. Третий Рим, 2002.
Кузьмин В.А. Наш семейный доктор: энциклопедия/В.А. Кузьмин.- М. ООО Мир книги,
2000.
Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: кн. Для детей и родителей./ Г.Е. Цвилюк Г.Е..- М.:
Просвещение, 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».