ДООП Школа выживания

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Человек всегда был вынужден бороться за свое существование: с окружающей
средой – климатом, природными явлениями, хищными животными; с болезнями и
эпидемиями; с другими людьми – за ресурсы (территорию, пропитание, жилище,
одежду и т.п.), которых всегда не достает вследствие естественного
несоответствия потребностей возможностям (обеспечивающего прогресс), за
право на достойную жизнь. Сегодня с ростом потребности в безопасности,
осознании угрозы надвигающихся опасностей, во всех сферах жизнедеятельности
человека, необходимо выделить роль системы образования. Ведь именно через
образование детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к
соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на
природе, а затем в обществе и на производстве.
Направленность: социально – гуманитарная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления
информации об образовательной организации».
2

9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
10.Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
13.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
15.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
16.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
19.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
20.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
3

21.Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
22.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и формату предоставления информации».
24.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27.Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
28.Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные)».
29.Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30.Устав школы.
Актуальность программы в том, что жизнь выдвигает на первый план проблемы
укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего
поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических
навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным
и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость.
Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют
распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы
прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

4

Новизна заключается в том , что программа «Школа безопасности»
ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной
безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков
поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В
содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из
предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в
области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе
обучения в школе, и способствует у них развитию цельного представления в
области безопасности жизнедеятельности личности.
Отличительные особенности данной программы является ориентация учащихся
на изучение природы своего родного края, правилам безопасного поведения в
окружающей и социальной среде.
По признаку – программа специализированная и направлена на выявление,
развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний и умений в
пешеходном туризме, пребывания человека в экстремальных ситуациях и
событиях техногенного и криминогенного характера, формирование навыков на
уровне практического применения.
Программа отличается такими качествами, как:
• актуальность (ориентация на решение наиболее серьёзных проблем);
• прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также
изменяющимся условиям);
• рационалистичность (определение целей и способов их достижения для
получения максимально полезного результата);
• контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для
достижения определённых целей).
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том,
что программа призвана расширить кругозор ребенка и дать ему
соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к
действиям в чрезвычайных ситуациях, привить практические навыки оказания
пострадавшим первой доврачебной помощи, изучить правила противопожарной и
дорожной безопасности, вести здоровый образ жизни.
Адресат: обучающие 11-15 лет.
Срок реализации: 1 год, 100 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 и 1,5 часу,
продолжительность занятий 40 мин.
Наполняемость группы: не более 20 человек
Форма обучения: очная
5

Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Цель программы: создание условий для изучения правил пожарной
безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, предотвращение пожароопасных ситуаций с участием
детей и подростков, организация досуга воспитанника в общей системе
воспитания с пользой для себя и для окружающих.
Задачи программы:
Личностные:
 развить любознательность;
 развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
 воспитать ответственное отношение к своему здоровью.
Предметные:
 сформировать умения применять полученные знания для решения
практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения
норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной
среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
 сформировать навыки ухода за больными на дому;
 расширить представления о здоровом образе жизни, сформированы
простейшие приемы самоконтроля своего физического состояния.
Метапредметные:
 развить владение способами самоорганизации внеклассной деятельности,
что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить
самооценку уровня личных достижений;
 сформировать приемы работы с информацией, что включает в себя умения:
поиска и отбора источников информации; систематизации информации;
понимания информации, представленной в различной знаковой форме;
 развить коммуникативные умения и владение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие
в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Учебный план
№ Наименование
п/п раздела, темы

Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации /
контроля

1.Вводное занятие. Человек 14
среда
его
обитания,

5
6

9

1

2
3

4
5

безопасность человека.
Инструктаж по ТБ. Город и
село как среда обитания 1
человека.
Город и село как среда
1,5
обитания человека
1
Жилище человека, особенности
жизнеобеспечения жилища

Опрос
1
1,5

6

1,5

Просмотр
учебного
фильма
Викторина

1,5

Просмотр
учебного
фильма
Опрос

1

Жилище человека, особенности 1,5
жизнеобеспечения жилища
1
Особенности
природных
условий в городе и селе

1

1,5

Анкетирование

Особенности
природных
условий в городе и селе
7
Взаимоотношения
людей,
1
проживающих в городе и селе
8

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.

1

1,5

1,5

Взаимоотношения
людей,
проживающих в городе и селе
9

1
Безопасность в повседневной
жизни

10
11

12

1

Безопасность в повседневной 1,5
жизни
Повторение
и
обобщение. 1,5
Текущий контроль.
2.Опасные
ситуации
37,5
техногенного характера
1

1,5
1,5
10

Азбука дорожной безопасности.
Понятия и термины.
13

27,5

1

Азбука дорожной безопасности. 1,5
Понятия и термины.

1,5
7

Обсуждение
видеоролика
«Правила
поведения
в
толпе»
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Проигрывание
ситуации
Тестирование

.
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Викторина

14

15

16

Дорога. Из истории дорог. 1
Дорожные знаки и дорожная
разметка.
Дорога. Из истории дорог. 1,5
Дорожные знаки и дорожная
разметка
Движение
Пассажиры.

и

17

Движение
Пассажиры.

и

18

Типичные опасные ситуации с 1
пешеходами.
Транспортная
культура пешехода и водителя

19

20

пешеход. 1,5

Изготовление набора дорожных 1
знаков и светофоров.
Изготовление набора дорожных 1,5
знаков и светофоров.

26

1,5

1

Типичные опасные ситуации с 1,5
пешеходами.
Транспортная
культура пешехода и водителя
Из истории дорожных знаков и 1
ПДД. Из истории светофора

22

25

1,5

1

Из истории дорожных знаков и 1,5
ПДД. Из истории светофора

24

1

пешеход. 1

21

23

Просмотр
презентаций

1,5

1
1,5

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Игра
«Узнай
дорожный
знак»,

1,5
1

игра

1,5

Игры

1,5

8

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Изготовление
памятки
пассажира
и
пешехода.
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Проигрывание
ситуации:

Практические
занятия
Изготовление
макета
светофора
Конкурс

1

Автоигротека.
Кроссворды, 1,5
ребусы, загадки
Игры на развития внимания, 1
памяти
(«Светофор»,
«Дорожные
знаки»,
«Что
изменилось»)
Дидактические игры («Сравни 1,5
знаки», «Найди такой же знак»,
«Найди ошибки»)

Безопасный
мир
«Домшкола-дом»

27

Блицтурнир по теме ПДД

1,5

Конкурсно
игровая
программа,
которая
способствует
развитию
внимания,
памяти,
мышления.

28

Повторение
и
обобщение. 1
Текущий контроль
Пожарная
безопасность. 1
“
”
Служба 01 . История развития
пожарной охраны

1

Тестирование

Пожарная
безопасность. 1,5
“
”
Служба 01 . История развития
пожарной охраны
Действия
при
пожаре
в 1,5
квартире, подъезде, соседней
квартире

1,5

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Опрос

32

Действия
при
пожаре
в 1,5
квартире, подъезде, соседней
квартире

1,5

33

Первичные
средства
пожаротушения.
Виды
огнетушителей.
Их
применение.
Первичные
средства
пожаротушения.
Виды
огнетушителей.
Их
применение.
Люди огненной профессии.
Опасность
огненной
профессии. Боевая одежда
пожарного
Люди огненной профессии.
Опасность
огненной
профессии. Боевая одежда
пожарного

29

30

31

34

35

36

1,5

1

1,5

1

1

1,5

1,5

1

1

1,5

1,5

9

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Сюжетно
ролевая
игра
«Телефон
спасения»
Просмотр
презентации

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Встреча
с
пожарниками

37

Экскурсия в пожарную часть

1,5

1,5

Экскурсия

38

Пожарная эстафета

1

1

39

Безопасное
поведение
бытовых ситуациях

в 1,5

1,5

40

Повторение
и
обобщение. 1,5
Текущий контроль.
3.Опасные
ситуации
5
природного характера
1
Погодные
явления
и
безопасность человека

1,5

Спортивные
состязания
Проигрывание
ситуации:
«Вызов
пожарной
службы,
скорой
помощи,
полиции».
Зарисовка
номеров «01»,
«02», «03»
Тестирование

41

42
43
44

45
46
47

48
49

Погодные
явления
безопасность человека
Безопасность на водоемах
Безопасность на водоемах

2

3

1

и 1,5

1,5

1

1

1,5

1,5

4.Чрезвычайные
ситуации
природного и техногенного 6
характера

2

Чрезвычайные
ситуации 1
природного характера
Чрезвычайные
ситуации 1,5
природного характера
1
Чрезвычайные
ситуации
техногенного характера

1

Обсуждение
учебного
фильма.
Викторина
Просмотр
презентации
Выпуск
буклетов

4

1,5
1

Чрезвычайные
ситуации 1,5
техногенного характера
Повторение
и
обобщение. 1
Текущий контроль.

1,5
1
10

Просмотр
презентации
Практические
занятия
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Практические
занятия
Тестирование

5.Активный
природе

отдых

на

50

9

22,5
1

13,5

1

Природа и человек
51

1,5

1,5

Природа и человек

52

1

1

Природа и места для активного
отдыха
53
54

Природа и места для активного 1,5
отдыха
1

1,5
1

Ориентирование на местности
55

Ориентирование на местности

56

58

59

60
61
62

1,5

1
Подготовка
природу

57

1,5

к

выходу

1

на

выход на природу
Общие правила безопасности
во время активного отдыха на
природе
Общие правила безопасности
во время активного отдыха на
природе
Подготовка
и
проведение
пеших походов
Подготовка
и
проведение
пеших походов
Подготовка
и
проведение
лыжных походов

1,5

1,5

1

1

1,5

1,5

1

1

1,5
1
11

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Практические
занятия
Игра «Аукцион
знаний»
Выпуск
буклетов
Экскурсия
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Практические
занятия
Экскурсия

1,5

1

Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Ребусы
по
экологической
безопасности.
Конкурс
рисунков
«Охрана
природы»
Просмотр
учебного
фильма и его
разбор.
Опрос

Викторина
Экскурсия

63
64
65
66
67

68

69

70

71

Подготовка
и
проведение
лыжных походов
Водные походы и обеспечение
безопасности на воде
Водные походы и обеспечение
безопасности на воде
Велосипедные
походы
и
безопасность туристов
Велосипедные
походы
безопасность туристов

1,5
1
1,5
1

1,5
1

7.Первая
помощь
неотложных ситуациях

5

72

73

1,5

1,5
1

1,5

1

1

Оказание первой помощи при
различных видах травм

12

Проигрывание
проблемной
ситуации
«Осторожно, я
кусаюсь»

6

1

Первая доврачебная помощь
при
ДТП.
Автомобильная
аптечка
74

Просмотр
презентаций

1,5

1

Спортивные
эстафеты

1,5

1

11

Личная гигиена и оказание 1,5
первой помощи в природной
среде
1
Первая доврачебная помощь
при
ДТП.
Автомобильная
аптечка

1,5

Изготовление
буклетов
Проигрывание
ситуации
Велопробег

1

6.Опасные
ситуации
в
2,5
природной среде
Безопасность при встрече с 1
дикими животными. Укусы
насекомых и защита от них.
1,5
Безопасность при встрече с
дикими животными. Укусы
насекомых и защита от них.

Личная гигиена и оказание
первой помощи в природной
среде

Викторина

1

и 1,5

при

1,5

Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Изготовление
буклетов ЗОЖ
Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Практические
занятия
«собери
автомобильную
аптечку»
Практические
занятия
Оказание
первой помощи

75

1,5

1,5

Оказание первой помощи при
различных видах травм
76

77

78

79

Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударе,
отморожении, переохлаждении
и ожоге
Оказание первой помощи при
тепловом и солнечном ударе,
отморожении, переохлаждении
и ожоге
Повторение
и
обобщение.
Текущий контроль.
8. Итоговое занятие «Помоги
себе и другу»
Итоговое занятие «Помоги себе
и другу»

1

1

ВСЕГО:

100
часов

1,5

1,5

1

1
1,5

1,5

1,5

1,5

Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Тестирование

Соревнованиепрактикум

32 часа 68 часов

Содержание учебного плана
Раздел 1: Вводное занятие. Человек среда его обитания, безопасность
человека.-14ч.
Тема1: Инструктаж по ТБ. Город и село как среда обитания человека.-1ч.
Теория: Знакомство с программой первого года обучения. Вводный инструктаж
по технике безопасности при выполнении практических занятий. Учебные
пособия и литература, рекомендованные для освоения курса.
Тема2: Город и село как среда обитания человека.-1,5ч.
Практика: Населённый пункт. Дорожные знаки, обозначающие начало и конец
населённого пункта. Требования к движению в населённых пунктах и за его
пределами. Жилая зона и знаки, обозначающие начало и конец жилой зоны.
Требования к движению в жилой зоне. Преимущество пешеходов в жилой зоне.
Дворовая территория.
Тема 3: Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.-1ч.
Теория: Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни.
Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище;
меры по их профилактике.
Тема4:Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.-1,5ч.
Практика: Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни.
Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище;
меры по их профилактике.
Тема5:Особенности природных условий в городе и селе.-1ч.
13

Теория: Особенности природных условий в городе и селе.
Тема6:Особенности природных условий в городе и селе.- 1ч.
Практика: Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе.
Тема7:Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе.-1ч.
Теория: Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со
взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Тема8:
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и селе.-1,5ч.
Практика: Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со
взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Тема9:
Безопасность в повседневной жизни.-1 ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема10: Безопасность в повседневной жизни.-1,5ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям использования бытовых
устройств, приборов, инструментов.
Тема11: Повторение и обобщение. Текущий контроль.-1,5 ч.
Практика: Тестирование.
Раздел 2: Опасные ситуации техногенного характера-37,5ч.
Тема12: Азбука дорожной безопасности. Понятия и термины.-1ч.
Теория: Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)
Дорожно-транспортный
травматизм.
Причины
дорожно-транспортного
травматизма: незнание или невыполнение пешеходами правил движения,
нарушение
правил
пользования
общественным
транспортом,
недисциплинированность на улицах.
Тема13:Азбука дорожной безопасности. Понятия и термины.-1,5 ч.
Практика: Дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, поребрик, пешеходные
ограждения, перекрёсток, участник дорожного движения, пешеход, водитель,
пассажир, транспорт, механическое транспортное средство, велосипед,
автомагистраль, населённый пункт, разделительная полоса, тёмное время суток,
недостаточная видимость, регулировщик.
Тема14:Дорога. Из истории дорог. Дорожные знаки и дорожная разметка.-1ч.
Теория: Группы дорожных знаков. Их значение для пешеходов и водителей.
Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки
особого предписания, информационные знаки, знаки сервиса, знаки
дополнительной информации. Для каждой групп знаков – общие признаки,
назначение, название. Дорожная разметка, ее назначение и виды. Основные линии
дорожной разметки, и характеристики.
Тема15: Дорога. Из истории дорог. Дорожные знаки и дорожная разметка-1,5ч.
Практика: Тестовые задания на знания дорожных знаков и разметки. Игра
«Разложи знаки по группам».
Тема16:Движение и пешеход. Пассажиры.-1ч.
Теория: Где должны ходить пешеходы в городе и загородом. Тротуар,
пешеходная дорожка, обочина. Правила движения пешеходов вдоль дороги. Где и
как переходить через дорогу. Подземный и надземный пешеходный переход.
14

Регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход. Переход дороги на
перекрёстке. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных
переходов и светофоров в зоне видимости.
Тема17: Движение и пешеход. Пассажиры.-1,5ч.
Практика: Действия пешехода при приближении транспортных средств с
включённым проблесковым маячком и сиреной. Особенности перехода дороги с
односторонним и двухсторонним движением, с узкой и широкой проезжей
частью.
Тема18:Типичные опасные ситуации с пешеходами. Транспортная культура
пешехода и водителя.-1ч.
Теория: «Бытовые» привычки и опасные ситуации на дороге, связанные с ними.
Привычка оценивать обстановку без оглядки. Привычка выходить или выбегать
из-за препятствия, мешающего обзору, не убедившись в безопасности. Привычка
начинать движение или, изменять его направление, не оглядевшись. Привычка
двигаться бегом. Привычка бежать к интересующему человеку или объекту без
всякой осмотрительности. Привычка совмещать движение с оживлённой беседой.
Привычка оглядываться во время движения. Привычка сразу же поднимать
оброненный предмет. Привычка двигаться назад, не глядя. Привычка двигаться к
цели кратчайшим путём. Привычка пренебрегать осторожностью в тихом месте.
Тема19: Типичные опасные ситуации с пешеходами. Транспортная культура
пешехода и водителя-1,5ч.
Практика: Транспортная культура пешехода и водителя.
Необходимость дружеского участия партнёров на дороге: быть готовым к
ошибкам других, быть готовым оказать вовремя помощь, что способствует
воспитанию личностных качеств.
Тема20: Из истории дорожных знаков и ПДД. Из истории светофора.-1ч.
Теория: Светофор. Сигналы светофора и их значение. Порядок размещения
сигналов в светофоре. Типы светофоров. Регулировщик и его сигналы.
Тема21:Из истории дорожных знаков и ПДД. Из истории светофора.-1,5ч.
Практика: Где и когда появились первые дороги. Из чего делают дороги.
Из истории дорожных знаков и ПДД.
Тема22: Изготовление набора дорожных знаков и светофоров.-1ч.
Теория: Предшественники дорожных знаков: камни, столбы, затёсы на деревьях,
Тема23: Изготовление набора дорожных знаков и светофоров.-1,5 ч.
Практика: Изготовление набора дорожных знаков и светофоров для занятий.
Тема24: Автоигротека. Кроссворды, ребусы, загадки.-1,5ч.
Практика: Составление картотеки загадок по ПДД с творческим отношением к
выполняемой работе.
Тема25: Игры на развития внимания, памяти («Светофор», «Дорожные знаки»,
«Что изменилось»).-1ч.
Практика: Конкурсно-развлекательная программа
Тема26: Дидактические игры («Сравни знаки», «Найди такой же знак», «Найди
ошибки»)- 1,5 ч.
Практика: Игра «Разложи знаки по группам».
15

Тема27: Блицтурнир по теме ПДД.-1,5ч.
Практика: Своя игра.
Тема28: Повторение и обобщение. Текущий контроль-1ч.
Практика: Тестирование.
Тема29:Пожарная безопасность. Служба “01”. История развития пожарной
охраны.-1ч.
Теория: История развития пожарной охраны.
Тема30: Пожарная безопасность. Служба “01”. История развития пожарной
охраны.-1,5ч.
Практика: проигрывание ситуаций
Тема31: Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире.-1,5ч.
Практика: Причины возникновения пожаров в бытовых условиях.
Тема32:Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире.-1,5ч.
Практика: Действия при возникновении пожара дома.
Тема33: Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей. Их
применение.-1ч.
Теория: Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей.
Тема34: Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей. Их
применение.-1,5ч.
Практика: Первичные средства пожаротушения. Виды огнетушителей. Их
применение.
Тема35: Люди огненной профессии. Опасность огненной профессии. Боевая
одежда пожарного.-1ч.
Теория: Опасность огненной профессии.
Тема36: Люди огненной профессии. Опасность огненной профессии. Боевая
одежда пожарного.-1,5ч.
Практика: Боевая одежда пожарного.
Тема37: Экскурсия в пожарную часть.-1ч.
Практика: Экскурсия.
Тема38: Пожарная эстафета.-1ч.
Практика: Спортивные состязания.
Тема39: Безопасное поведение в бытовых ситуациях.-1,5ч.
Практика: «Бытовые» привычки и опасные ситуации связанные с ними.
Привычка оценивать обстановку.
Тема40: Повторение и обобщение. Текущий контроль.-1,5ч.
Практика: Тестирование.
Раздел 3: Опасные ситуации природного характера.-5ч.
Тема41: Погодные явления и безопасность человека.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема42: Погодные явления и безопасность человека.-1,5ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям .
Тема43: Безопасность на водоемах.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
16

Тема44: Безопасность на водоемах.-1,5ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям .
Раздел 4: Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.-6ч.
Тема45: Чрезвычайные ситуации природного характера.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема46: Чрезвычайные ситуации природного характера.-1,5ч
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям .
Тема47: Чрезвычайные ситуации техногенного характера.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема48: Чрезвычайные ситуации техногенного характера.-1,5ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям
Тема49: Повторение и обобщение. Текущий контроль.-1ч.
Практика: Тестирование.
Раздел 5: Активный отдых на природе.-22,5ч.
Тема50: Природа и человек.-1ч.
Теория: Антропогенное воздействие на биосферу. Влияние их на человека.
Экологические последствия загрязнения окружающей среды.
Тема51: Природа и человек.-1,5ч.
Практика: Оценка состояния атмосферы в пришкольной зоне.
Тема52: Природа и места для активного отдыха .-1ч.
Теория: Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
наземными, водными и воздушными видами транспорта.
Тема53: Природа и места для активного отдыха.-1,5 ч.
Практика: Турист - друг природы. Техника передвижения.
Тема54: Ориентирование на местности.-1ч.
Теория: Действия при потере ориентировки. Способы ориентирования и
определение направления движения.
Тема55: Ориентирование на местности.-1,5ч.
Практика: Ориентирование по Солнцу, луне, звездам.
Тема56: Подготовка к выходу на природу.- 1ч.
Теория: Подготовка к выходу на природу. Основные правила укладки рюкзака.
Тема57: Выход на природу.-1,5ч.
Практика: Экскурсия .
Тема58:Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема59:Общие правила безопасности во время отдыха на природе.-1,5ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям
Тема60: Подготовка и проведение пеших походов.-1ч.
Теория: Подготовка и проведение пеших походов.
Тема61: Подготовка и проведение пеших походов.-1,5 ч.
Практика: Проведение пеших походов
Тема62: Подготовка и проведение лыжных походов
1
17

Теория: Подготовка лыжных походов
Тема63: Подготовка и проведение лыжных походов.-1,5ч.
Практика: проведение лыжных походов.
Тема64: Водные походы и обеспечение безопасности на воде.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема65: Водные походы и обеспечение безопасности на воде.-1,5 ч.
Практика: Проведение сценария по опасным ситуациям.
Тема66: Велосипедные походы и безопасность туристов.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема67: Велосипедные походы и безопасность туристов.-1,5ч.
Практика: Велопробег.
Раздел 6: Опасные ситуации в природной среде.-2,5ч.
Тема68: Безопасность при встрече с дикими животными. Укусы насекомых и
защита от них.-1ч.
Теория: Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в
природных условиях. Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема69: Безопасность при встрече с дикими животными. Укусы насекомых и
защита от них.-1,5ч.
Практика: Укусы насекомых и змей и защита от них. Первая помощь при укусах
насекомых и змей. Проведение сценария по опасным ситуациям.
Раздел 7: Первая помощь при неотложных ситуациях.-11ч.
Тема70: Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде.-1ч.
Теория: Санитарно-гигиенический режим.
Тема71:Личная гигиена и оказание первой помощи в природной среде.-1,ч.
Практика: Разработка индивидуального графика труда и отдыха.
Тема72:Первая доврачебная помощь при ДТП. Автомобильная аптечка.-1 ч.
Теория: Действия при ДТП. Ушибы, ссадины, вывихи. Виды ран. Первая помощь
при открытых ранах, ушибах, ссадинах, вывихах. Повязки. Перевязочный
материал. Виды повязок. Наложение повязки при ранении пальца, кисти руки,
стопы, лба, носа, затылка. Кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.
Носовое кровотечение. Способы остановки носового кровотечения; кровотечения
при ранении верхних и нижних конечностей. Переломы.
Тема73:Первая доврачебная помощь при ДТП. Автомобильная аптечка.-1,5ч.
Практика: Состав аптечки. Правила оказания само- и взаимопомощи при
пользовании аптечкой. Правила оказания само- и взаимопомощи при пользовании
аптечкой. Шинирование предплечья, кисти, голени.
Тема74:Оказание первой помощи при различных видах травм.-1ч.
Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема75: Оказание первой помощи при различных видах травм.-1,5ч.
Практика: Оказание первой помощи при различных видах травм.
Тема76: Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
отморожении, переохлаждении и ожоге.- 1ч.
18

Теория: Алгоритм действий при возникновении ситуации .
Тема77: Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
отморожении, переохлаждении и ожоге.- 1,5ч.
Практика: Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе,
отморожении, переохлаждении и ожоге.
Тема78: Повторение и обобщение. Текущий контроль.-1ч.
Практика: Тестирование.
Раздел 8: Итоговое занятие «Помоги себе и другу»-1,5ч.
Тема79: Итоговое занятие «Помоги себе и другу» -1,5ч.
Практика: соревнование-практикум «Помоги себе и другу»
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
 развиты любознательность;
 развиты интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
 воспитана ответственное отношение к своему здоровью.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
 сформированы умения применять полученные знания для решения
практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения
норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной
среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
 сформированы навыки ухода за больными на дому;
 расширены представления о здоровом образе жизни, сформированы
простейшие приемы самоконтроля своего физического состояния.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
 развиты владение способами самоорганизации внеклассной деятельности,
что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить
самооценку уровня личных достижений;
 сформированы приемы работы с информацией, что включает в себя
умения: поиска и отбора источников информации; систематизации
информации; понимания информации, представленной в различной
знаковой форме;

19



развиты коммуникативные умения и владение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие
в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного
года
30.06.

Количество Количество Режим
учебных
учебных
занятий
недель
часов в год
40

100

2 раза в
неделю по
1 и 1,5 ч.

Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление государственного санитарного
врача РФ от28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая
среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также
прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
 учебные и методические пособия;
 инструкции по охране труда и технике безопасности;
 тематические методические разработки;
 диагностический материал (тесты, карты, анкеты);
 наглядные пособия;
 тематические презентации;
 Интернет-ресурсы;
 электронные образовательные ресурсы.
Методы работы
В процессе реализации программы используются
20

разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ,
беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение,
практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый,
ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
№п/п Методы и
приемы

Раздела, тема Форма
учебного
занятия
плана

Методические Формы
пособия, ЭОР контроля

1

Словесный
фронтальный
контроль

Вводное
занятие.

рассказ
беседа
инструктаж

Инструкция по
ТБ
Правила
поведения
обучающихся на
занятии

2

Словесный
демонстрация

Человек среда
его обитания,
безопасность
человека

Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы

3

Словесный
демонстрация

Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы

4

Словесный
демонстрация

Чрезвычайные
ситуации
природного
характера
Чрезвыч
айные
ситуации
техногенного
характера

5

Словесный
демонстрация

Активный
отдых на
природе

Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы
Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы

6

Словесный
демонстрация

Опасные
ситуации в
природной
среде

Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы

7

Словесный
демонстрация

Первая
помощь при
неотложных
ситуациях

Рассказ
Компьютер
Беседа
Учебники
демонстрация таблицы

21

Анкетирование,
викторина,
игра,
проигрывание
ситуаций
Конкурс,
сюжетноролевые игры,
изготовление
листовок
тестирование
устный опрос
выпуск
буклетов
тестирование
устный опрос
выпуск
буклетов
тестирование,
ребусы,
викторина
презентация
творческих
работ
викторина
Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Практические
занятия
Оказание
первой помощи
Конкурс

рисунков
«Правила
личной
гигиены»
8

Демонстрация

Итоговое Занятие занятие
практикум
соревнованиепрактикум
«Помоги себе и
другу»

Оборудование
для оказания
первой
медицинской
помощи
Компьютер

соревнованиепрактикум

Формы аттестации / контроля
Формы аттестации:
 опрос;
 выполнение творческой работы
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Оценочные материалы
 тесты;
 карточки-задания;
 карты (индивидуальные, диагностические).
 Проводить мониторинг уровня знаний, умений, навыков,
приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы,
критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у
педагога).
Уровень освоения программы:
Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу)
Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу)
Список литературы для педагогов
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
Изучение правил дорожного движения: Сценарии театрализованных занятий /
Авт.-сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 90 с.
Карпова Е.В. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности.
5-8 классы: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. 128 с. - (Воспитать человека).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Система
работы в образовательном учреждении / Авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В.
Шумилова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 112 с.
22

Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного
образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников и др.; под ред.
П.В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Безопасность дорожного
движения).
Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Программно-методическое пособие
для педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 204 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности
учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов
общеобразовательных учреждений. / Авт.- Козловская Е.А., Козловский Е.А. –
М.: Изд. Дом Третий Рим, 2006. – 48 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская
академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с
родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего
дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
Список литературы для обучающихся
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности
жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический
справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие
дляобучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. - Липецк: ЛИРО,
2007. - 104 с.
ДурневР.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности
учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник для учащихся / А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев и др.; под ред. А.Т. Смирнова; Российская
академия наук, Издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с
родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. -222 с.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего
дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 48 с.
23

Интернет-ресурсы:
Иностранные 1. NFPA Kids - URL: http://www.sparky.org/
2. Rescue Fire safety for kids - URL: http://www.firesafetyforkids.org
3. SmokeyBear - URL: https://smokeybear.com/en
Отечественные
4. ПДД 2018 онлайн России [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pddrussia.com/ - Название с экрана. – Рус. яз.
5. Для населения [Электронные ресурсы] / МЧС России – Режим доступа:
http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual
6. «Спас – экстрим» - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru/
7. Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/
8. Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя - Режим доступа:
http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».