ДООП Творческая мастерская

1

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет
художественную направленность, вводит ребенка в удивительный мир творчества и с
помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает
возможность поверить в себя, в свои способности. Обеспечивает духовно-нравственное,
трудовое воспитание обучающихся, создает условия для личностного развития школьника.
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания при этом необходимой помощи».
2

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной
формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой
оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».

3

23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г.
№831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
предоставления информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические
рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические
рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ».
Уставом МКОУ СОШ им. А.Т.Канкошева СП Дейское и его локальными актами.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами
дополнительного образования частично компенсировать проблемы в развития у
обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей
существующих в школе, одновременно способствуя развитию, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан,
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем
художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности,
распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Новизна программы заключается в том, что материал занятий излагается в игровой форме.
Соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение
познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия
проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание
оригинальных творческих работ.
Отличительные особенности программы. Программа «Творческая мастерская» модифицированная. Она стала результатом углубленного изучения и освоения авторомсоставителем таких техник и направлений современного рукоделия как декупаж, торцевание,
бумагопластика, оригами и других. Отличительной особенностью программы является
применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (проблемное обучение, системно-деятельностного подхода, игровые
технологии), технологии проектной деятельности, поэтапного формирования творческих
способностей обучающихся через овладение креативными видами рукоделия
4

Педагогическая целесообразность программы «Творческая мастерская» объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных
заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения
этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству. В процессе её реализации ребёнок овладевает навыками работы с бумагой. Бумага,
как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум
инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас
прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для
повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши,
пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только
увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою
индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Адресат программы: обучающиеся 7-12 лет.
Срок реализации: 1 год, 80 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятий
40 мин.
Наполняемость группы: не более 15 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей личности
ребёнка, фантазии и воображения.
Задачи программы:
Личностные:



 научить умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам,
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам
других людей;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
 развить у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях;
 научить контролировать свое поведение.






Предметные:
развить творческие способности;
развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое
воображение, внимание, память, восприятие);
развить мелкую моторику рук, координацию движения;
привить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду,
работе на результат;
5

Метапредметные:
 освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;
 развить внимание, память, образное мышление, творческие способности;
 развить аккуратность, усидчивость, терпение;
 развить навыки самообразования, контроля и самооценки.
 сотрудничать друг с другом, с педагогом;
 создавать наглядно-образные изделия

Учебный план
№

Наименование раздела, темы

Всего

Теория

Практика

I.Вводное занятие (1 ч.)
Вводный урок.
1
1
Выявление уровня развития,
восприятия, воображения,
внимания, памяти и мышления.
II. Развитие концентрации внимания и мышления (10 часов)
1

«Шифровка». Развитие
8
5
концентрации внимания.
Развитие мышления.
10- Установление закономерностей.
2
1
11 Развитие аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций.
III. Работа с природным материалом (14 часов)
2-9

12

Работа с природным материалом.
Создание аппликации из сухих
цветов. "Букет"

1

1

1315

Работа с природным материалом.
Топиарии. Дерево с украшением

3

2

6

Форма
аттестации/
контроля
Тест по теме
«Проверь себя»

3

Тест по теме
«Шифровка»

1

Тест по теме
«Развитие
аналитических
способностей»

Тест по теме
«Создание
аппликации из
сухих цветов.»
1

Тест по теме
«Топиарии.»

1617

Работа с природным материалом.
Топиарии. Подсолнух

2

1

1

Тест по теме
«Подсолнух»

1821

Домик-кормушка для птиц из
пластиковых бутылок.
Волшебная шкатулка
(оклеивание коробки
пуговицами,
крупами, ракушками,
Командная игра «Нарисуй
слона»

4

2

2

Тестирование

1

1

«Помоги художнику».
Совершенствование
воображения.

3

2

1

Тест по теме
«Совершенствован
ие воображения»

7

2

5

Тестирование по
темам

3335

Цветы из фоамирана Цветочные
композиции
Изделие 1: цветок "Мак"
Изделие 2: цветок "Лилия"
Изделие 3: цветок "Роза"
Изделие 4: цветок "Гербера"
Изделие 5: цветок "Пион"
Создание украшения из
фоамирана (брошь, заколка)
Создание панно на свободную
тему

3

1

2

Тест по теме
«Проверь себя»

36

Командная игра «Самолётики»

1

1

Тест по теме
«Проверь себя»

3738

Лепка цветов, животных Лепка
совместной композиции.

2

2

Тест по теме
«Лепка»

3940

Игры на развитие внимания и
воображения

2

1

1

Тест по развитию
внимания и
воображения

4143

Работа с бумагой. Поделки из
картона

3

2

1

Тест по теме
«устройства и
принцип
функционирования

22

2325

IV.Цветы
2632

Тест по теме
«Рисование»

из фоамирана (18часов)

V. Знакомство с компьютером (5 часов)

7

5

3

2

Тест по теме
«Работа с
программой Point.
2Д
моделирование»

Бумажная мозаика. Творческая
работа в технике рваной
аппликации.
Поздравительная открытка в
программе Point

3

1

2

Тест по теме
«Проверь себя»

2

1

1

Творческие
задания.

Изготовление игрушек и
украшений. Изготовление
объёмных поделок из бумаги.
Объемное моделирование и
конструирование из бумаги,
готовых форм. Забавные
животные .
Игры на развитие внимания и
воображения

3

2

1

Тест по теме
«Проверь себя»

4

3

1

Тест по теме
«Объемное
моделирование»

3

2

1

Тест по теме
«развитие
внимания и
воображения»

Изготовление бумажных цветов
из салфеток. Творческая
групповая работа по
изготовлению декоративных
композиций из бумажных
салфеток.
Изготовление объёмных фигур –
кубиков и призм.
Конструирование замка.
Работа с пластилином

3

1

2

Тест по теме
«Изготовление
бумажных цветов
из салфеток»

5

2

3

Тест по теме
«Проверь себя»

3

1

2

Тест по теме
«Проверь себя»

7578

Проектные работы на свободную
тему.

4

1

3

Проектные работы

7980

Защита проектов

2

2

Защита проектов

4448

Знакомство с компьютером
Работа с программой Point. 2Д
моделирование

VI.Объемные изделия (32ч)
4951
5253
5456
5760

6163

6466

6771
7274

Всего часов:

80

8

Содержание учебного плана
Раздел 1:Вводное занятие -1час.
Вводное занятие– 1 ч.
Теория. Вводный урок. Выявление уровня развития, восприятия, воображения, внимания,
памяти и мышления.
Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях и в учреждении. Знакомство
обучающихся с программой и требованиями, а также с видами деятельности на занятиях.
Раздел 2: Развитие концентрации внимания и мышления (10 часов)
Теория. «Шифровка». Развитие концентрации внимания.
Практика. Развитие мышления
Теория. Установление закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Практика. Совершенствование мыслительных операций.
Раздел 3: Работа с природным материалом (14 часов)
Теория. Работа с природным материалом. Создание аппликации из сухих цветов. "Букет"
Теория. Работа с природным материалом .Топиарии. Дерево с украшением
Практика. Работа с природным материалом .
Теория. Работа с природным материалом .Топиарии. Подсолнух
Практика. Работа с природным материалом .
Теория. Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок.
Практика. Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами, крупами, ракушками,
Теория. Командная игра «Нарисуй слона»
Теория. «Помоги художнику».
Практика. Совершенствование воображения.
Раздел 4: Цветы из фоамирана (18часов)
Теория. Цветы из фоамирана. Цветочные композиции. Создание украшения из фоамирана
(брошь, заколка)
Практика. Изделие 1: цветок "Мак"
Изделие 2: цветок "Лилия"
Изделие 3: цветок "Роза"
Изделие 4: цветок "Гербера"
Изделие 5: цветок "Пион"
Теория. Создание панно на свободную тему
Практика. Создание панно
Теория. Командная игра «Самолётики»
Теория. Лепка цветов, животных . Лепка совместной композиции.
Теория. Игры на развитие внимания и воображения
Практика. Развитие внимания и воображения
Теория. Работа с бумагой.
Практика. Поделки из картона
Раздел 5: Знакомство с компьютером (5 часов)
Теория. Знакомство с компьютером .
Практика. Работа с программой Point. 2Д моделирование
Раздел 6: Объемные изделия (32ч)
Тема: Бумажная мозаика.
Практика. Творческая работа в технике рваной аппликации.
Практика. Поздравительная открытка в программе Point
Теория. Изготовление игрушек и украшений.
9

Практика. Изготовление объёмных поделок из бумаги.
Теория. Объемное моделирование и конструирование из бумаги, готовых форм. Забавные
животные .
Практика. Моделирование и конструирование из бумаги
Игры на развитие внимания и воображения
Изготовление бумажных цветов из салфеток.
Практика. Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из
бумажных салфеток
Теория. Изготовление объёмных фигур – кубиков и призм.
Практика. Конструирование замка.
Теория. Работа с пластилином
Практика. Работа с пластилином
Практика. Проектные работы на свободную тему.
Защита проектов

Планируемые результаты



Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 научатся умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам,
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам
других людей;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
 развиты у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях;
 научатся контролировать свое поведение.

Предметные:
У обучающихся будет/будут:





развиты творческие способности;;
развиты познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое
воображение, внимание, память, восприятие);
развита мелкая моторика рук, координация движений;
сформированы интерес к проектной деятельности, мотивировация к творческому
труду, работе на результат.

Метапредметные
У обучающихся будет / будут:
 научатся воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходам к
выполнению задания, оценивать их;
 научатся уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми.
 научатся договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
 научатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
10

общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов.
 развиты внимание, память, образное мышление, творческие способности;
 развиты аккуратность, усидчивость, терпение;
 развиты навыки самообразования, контроля и самооценки.
учащиеся будут:
- сотрудничать друг с другом, с педагогом;
- создавать наглядно-образные изделия.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.06.

40

80

2 раза в
неделю по 1
часу

Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно
возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи». Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.








Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
учебный кабинет;
столы, стулья;
информационные стенды;
персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет;
мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки);
подручный материал для создания прототипов пространств;
Методы работы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация,
упражнение, практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и
самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый, ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
11

№
п/п
1.

2.

Методы
и
приемы
Словесный метод
беседа, описание,
разъяснение,
рассуждение.
Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание,
изготовление
изделия)

3.

Объяснительно
иллюстративный
метод
(восприятие и
усвоение готовой
информации.

4.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание,
изготовление
изделия)

5.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством

Раздел (тема
учебного плана)
Вводное занятие

Форма
занятия
Беседа

Работа с
природным
материалом

Объяснение
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Цветочные
Объяснение
композиции
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Знакомство с
Объяснение
компьютером
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Работа
с Объяснение
пластилином
материала,
творческие
задания,
беседа,
12

Методические
пособия, ЭОР
Тематические
презентации

Формы
контроля
Тестирование

Тематические
презентации

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

Мастер-классы Украшения своими
руками
iseroplet.ucoz.ru/publ/

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

Тематические
презентации

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

Тематические
презентации

Тестирование.
Презента-ция
творческих
работ

педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание, тренинг,
изготовление
изделия)

6.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание, тренинг,
изготовление
изделия)

рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование,
выставка
Защита проетов

Выставка

Тематические
презентации

Формы аттестации / контроля
Формы аттестации:

Тестовые, контрольные задания (устный опрос, анкеты, тестирование),

создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.),

организация квестов, соревнований, викторины.

выполнение творческой работы
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Оценочные материалы


тесты;

карточки-задания;

карты (индивидуальные, диагностические).

Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты
мониторинга находится в папке у педагога).
(Критерии оценок)
Уровень освоения программы:
Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу)
Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу)

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для родителей и детей
1.Искусство канзаши для начинающих / disc-house.ru.
2.Канзаши для начинающих от Анастасии Куликовой | liveinternet.ru.
3.Мастер-класс «Лепестки канзаши» missmedia.ru
4.Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2013, 64: ил.
5.Пластилинография -2. -М.: Издательство «Скрипторий», 2012. –96 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Литература для педагога
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий» 2012г.
Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2013, 64: ил.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2013.
ЛебедеваЕ.Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина», 2012г.
Пластилинография для малышей .- М.: Издательство «Скрипторий», 2012. – 80 с.
Пластилинография -2. -М.: Издательство «Скрипторий», 2012. –96 с.
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2015г.
Интернет ресурсы
1.Искусство канзаши для начинающих / disc-house.ru.
2.Канзаши для начинающих от Анастасии Куликовой | liveinternet.ru.
3.Мастер-класс «Лепестки канзаши» missmedia.ru
4.Уроки канзаши для начинающих от Алины Болобан | liveinternet.ru.
5.-yandex.ru/video/.
6.-http://alimero.ru/blog/hobby/4080.html.
7. -http://stranamasterov.ru/

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».