ДООП Умелые ручки

1

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную
направленность, вводит ребенка в удивительный мир творчества и с помощью такого вида
художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в
себя, в свои способности. Обеспечивает духовно-нравственное, трудовое воспитание
обучающихся, создает условия для личностного развития школьника.
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания при этом необходимой помощи».

2

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной
формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой
оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».

3

23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г.
№831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
предоставления информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические
рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические
рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ».
Уставом МКОУ СОШ им. А.Т.Канкошева СП Дейское и его локальными актами.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет средствами
дополнительного образования частично компенсировать проблемы в развития у
обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей
существующих в школе, одновременно способствуя развитию, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан,
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем
художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности,
распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Новизна программы заключается в том, что материал занятий излагается в игровой форме.
Соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение
познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия
проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание
оригинальных творческих работ.
Отличительные особенности программы. Программа «Умелые ручки» модифицированная. Она стала результатом углубленного изучения и освоения авторомсоставителем таких техник и направлений современного рукоделия как декупаж, торцевание,
бумагопластика, оригами и других. Отличительной особенностью программы является
применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (проблемное обучение, системно-деятельностного подхода, игровые
технологии), технологии проектной деятельности, поэтапного формирования творческих
способностей обучающихся через овладение креативными видами рукоделия
4

Педагогическая целесообразность программы «Умелые ручки» объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. В
процессе её реализации ребёнок овладевает навыками работы с бумагой. Бумага, как материал
для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет
делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы
(закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с
бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел,
ощутить радость творчества.
Адресат программы: обучающиеся 7-12 лет.
Срок реализации: 1 год, 100 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1/1,5ч, продолжительность занятий
40 мин.
Наполняемость группы: не более 15 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных и творческих способностей личности
ребёнка, фантазии и воображения.
Задачи программы:
Личностные:



 научить умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам,
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам
других людей;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
 развить у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях;
 научить контролировать свое поведение.






Предметные:
развить творческие способности;
развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое
воображение, внимание, память, восприятие);
развить мелкую моторику рук, координацию движения;
привить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду,
работе на результат;
5

Метапредметные:
 освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;
 развить внимание, память, образное мышление, творческие способности;
 развить аккуратность, усидчивость, терпение;
 развить навыки самообразования, контроля и самооценки.
 сотрудничать друг с другом, с педагогом;
 создавать наглядно-образные изделия

Учебный план
Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

Вводное
занятие.
История 1
декоративно-прикладного
искусства.
Материалы
и
инструменты. Инструктаж по
технике безопасности при работе
с инструментами и материалами.
Раздел 2. В мире оригами (12 часов)

1

-

Викторина
Тестирование.

Вводное
занятие.
Техника 3
безопасности.
Термины
и
условные знаки, принятые в
оригами.
Базовые
формы
оригами.
Изготовление животных
2
«Жираф», «Пингвин», «Краб».
Изготовление розы из бумаги
2

1

2

Творческая работа.
Просмотр.

-

2

-

2

Наблюдение
творческая работа
Творческая работа.
Просмотр

2.4

Сюжетно-тематическая
композиция «Собачка и кошка»

2

-

2

Творческая работа.
Просмотр

2.5

Модульное оригами

3

-

3

Творческая работа.
Просмотр

№

Наименование раздела, темы

Всего

Раздел 1. Вводное занятие (1час)
1.1

2.1

2.2
2.3

Раздел 3.Бумажная пластика (11 часов)
6

1

1

-

3.2

Вводное занятие. Техника
безопасности.
Аппликация из бумаги «Осень»

3

-

3

3.3

Осеннее панно

3

-

3

3.4

Панно «Георгины»

4

-

4

3.1

Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр

работа.
работа.
работа.
работа.

Раздел 4. Работа с пластилином (12 часов)
Вводное
занятие.
Правила
техники
безопасности.
Материалы и инструменты.
4.2 Изготовление
«Любимые
игрушки»
4.3 Лепная картина «Букет для
мамы»
4.4 Дать
понятие
о
пластилинографии
и
учить
рисовать пластилином.
Раздел 5. Бисероплетение (16часов)

1

1

-

Творческая работа.
Просмотр

2

-

2

3

-

6

1

3
.
5

Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр

Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Материалы и
организация рабочего места.
Петельное
плетение.
Очень
простая бабочка
Цепочка «Крестик» Браслет из
бусин одинарный.
Лисичка из бисера

3

1

2

Творческая работа.
Просмотр

4

-

4

4

-

4

5

-

5

Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр

1

-

6.2

Вводное
занятие.
Техника 1
квиллинг. Элементы квиллинга.
Изготовление цветов.
4

-

4

6.3

Изготовление бабочки.

4

-

4

6.4

Изготовление композиции.

6

-

6

История
возникновения
и 1
развития вышивки. Материалы и
инструменты.
Техника
безопасности.
Вышивка крестом. Вышивание 4
крестиков по горизонтали, по
вертикали, расположение через

1

-

Творческая работа.
Просмотр

-

4

Творческая работа.
Просмотр

4.1

5.1

5.2
5.3
5.4

Раздел 6. Квиллинг (15 часов)
6.1

Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр
Творческая
Просмотр

работа.
работа.
работа.
работа.

Раздел 7. Вышивка (16 часов)
7.1

7.2

7

один. Выполнение образцов.
Вышивание рисунка по схеме. 6
Подбор рисунка, канвы ниток.

1

5

Творческая работа.
Просмотр

-

5

Творческая работа.
Просмотр

3

1

2

Творческая работа.
Просмотр

4

-

4

2

-

2

2

-

2

Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр
Творческая работа.
Просмотр

Торцевание
«Ягоды в лукошке»
Раздел 9. Итоговое занятие

4

-

4

2

2

-

Всего часов:

100

14

86

7.3

Вышивание
любимого 5
животного
Раздел 8. Торцевание (15часов)
7.4

8.1

8.2
8.3
8.4

Вводное занятие. Техника
безопасности.
Торцевание «Фрукты»
Торцевание
«Грибочки на тарелочке»
Торцевание
«Цветик
семицветик»
Торцевание «Тюльпаны»

8.5

Опрос.
работ.

Выставка

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория. Тема 1.1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства.
Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности при работе с
инструментами и материалами.
Раздел 2. В мире оригами (12 часов)
Теория. Тема 2.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Термины и условные знаки,
принятые в оригами. Базовые формы оригами.
Практика. Тема 2.2. Изготовление животных «Жираф», «Пингвин», «Краб».
Практика. Тема 2.3. Изготовление розы из бумаги
Практика. Тема 2.4. Сюжетно-тематическая композиция «Собачка и кошка»
Практика. Тема 2.5. Модульное оригами
Раздел 3. Бумажная пластика (11 часов)
Теория. Тема 3.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Практика. Тема 3.2. Аппликация из бумаги «Осень»
Практика. Тема 3.3. Осеннее панно
Практика. Тема 3.4. Панно «Георгины»
Раздел 4. Работа с пластилином (12 часов)
Теория. Тема 4.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Материалы и
инструменты.
Практика. Тема 4.2. Изготовление «Любимые игрушки»
Практика. Тема 4.3. Лепная картина «Букет для мамы»
Практика. Тема 4.4. Дать понятие о пластилинографии и учить рисовать пластилином.
Раздел 5. Бисероплетение (16часов)
Теория. Тема 5.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и организация
рабочего места.
8

Практика. Тема 5.2. Петельное плетение. Очень простая бабочка
Практика. Тема 5.3. Цепочка «Крестик» Браслет из бусин одинарный.
Практика. Тема 5.4. Лисичка из бисера
Раздел 6. Квиллинг (15 часов)
Теория. Тема 6.1. Вводное занятие. Техника квиллинг. Элементы квиллинга.
Практика. Тема 6.2. Изготовление цветов.
Практика. Тема 6.3. Изготовление бабочки.
Практика. Тема 6.4. Изготовление композиции.
Раздел 7. Вышивка (16 часов)
Теория. Тема 7.1. История возникновения и развития вышивки. Материалы и инструменты.
Техника безопасности.
Практика. Тема 7.2. Вышивка крестом. Вышивание крестиков по горизонтали, по
вертикали, расположение через один. Выполнение образцов.
Практика. Тема 7.3. Вышивание рисунка по схеме. Подбор рисунка, канвы ниток.
Практика. Тема 7.4. Вышивание любимого животного
Раздел 8. Торцевание (15часов)
Теория. Тема 8.1. Вводное занятие. Техника безопасности. Торцевание «Фрукты»
Практика. Тема 8.2. Торцевание «Грибочки на тарелочке»
Практика. Тема 8.3. Торцевание «Цветик семицветик»
Практика. Тема 8.4. Торцевание «Тюльпаны»
Практика. Тема 8. 5. Торцевание «Ягоды в лукошке»
Раздел 9. Итоговое занятие (2 часа)

Планируемые результаты



Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 научатся умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам,
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам
других людей;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
 развиты у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях;
 научатся контролировать свое поведение.

Предметные:
У обучающихся будет/будут:





развиты творческие способности;;
развиты познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое
воображение, внимание, память, восприятие);
развита мелкая моторика рук, координация движений;
сформированы интерес к проектной деятельности, мотивировация к творческому
труду, работе на результат.
9

Метапредметные
У обучающихся будет / будут:
 научатся воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходам к
выполнению задания, оценивать их;
 научатся уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми.
 научатся договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
 научатся сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов.
 развиты внимание, память, образное мышление, творческие способности;
 развиты аккуратность, усидчивость, терпение;
 развиты навыки самообразования, контроля и самооценки.
учащиеся будут:
- сотрудничать друг с другом, с педагогом;
- создавать наглядно-образные изделия.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.06.

40

100

2 раза в
неделю по
1/1,5ч

Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно
возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи». Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.






Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
учебный кабинет;
столы, стулья;
информационные стенды;
персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет;
10




мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки);
подручный материал для создания прототипов пространств;
Методы работы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация,
упражнение, практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и
самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый, ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
№
п/п
1.

Методы
и
приемы
Словесный метод
беседа, описание,
разъяснение,
рассуждение.
Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание,
изготовление
изделия)

Раздел (тема
учебного плана)
Вводное занятие

Форма
занятия
Беседа

Методические
пособия, ЭОР
Тематические
презентации

Формы
контроля
Тестирование

Работа с
природным
материалом

Тематические
презентации

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

3.

Объяснительно
иллюстративный
метод
(восприятие и
усвоение готовой
информации.

Цветочные
композиции

Мастер-классы Украшения своими
руками
iseroplet.ucoz.ru/publ/

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

4.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение

Знакомство с
компьютером

Объяснение
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Объяснение
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Объяснение
материала,
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостояте-

Тематические
презентации

Тестирование.
Презентация
творческих
работ

2.

11

упражнений,
творческое
задание,
изготовление
изделия)
5.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание, тренинг,
изготовление
изделия)

6.

Практический
метод
(самостоятельная
работа, работа
под руководством
педагога,
выполнение
упражнений,
творческое
задание, тренинг,
изготовление
изделия)

льная
работа,
работа с
книгой,
тестирование
Работа
с Объяснение Тематические
пластилином
материала, презентации
творческие
задания,
беседа,
рассказ,
самостоятельная
работа,
работа с
книгой,
тестирование,
выставка
Защита проетов
Тематические
презентации

Тестирование.
Презента-ция
творческих
работ
Выставка

Формы аттестации / контроля
Формы аттестации:

Тестовые, контрольные задания (устный опрос, анкеты, тестирование),

создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.),

организация квестов, соревнований, викторины.

выполнение творческой работы
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Оценочные материалы


тесты;

карточки-задания;

карты (индивидуальные, диагностические).

Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты
мониторинга находится в папке у педагога).
12

(Критерии оценок)
Уровень освоения программы:
Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу)
Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для родителей и детей
1. Соколова С. В. Волшебный мир оригами. – М., 2005 г
2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 2007. – 224 с.
3. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
4.Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. - М: Эксмо, 2013, 64: ил.
5.Пластилинография -2. -М.: Издательство «Скрипторий», 2012. –96 с.
6.Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и
картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
7. Зайцева Н. К. Искусство бисероплетения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
Литература для педагога
1. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П., - СПб.: ООО «Издательство «Кристалл»,
1998 г.
2. Абрамова А. С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990 г.
3. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с.
4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992 г.
5. Соколова С. В. Волшебный мир оригами. – М., 2005 г.
6. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М., 2006 г.
7. Зайцева Н. К. Искусство бисероплетения. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.
8. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и
картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
9. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
10. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.(Азбука рукоделия).
11.Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
12. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000 г.
13. Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г.
(Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги).
14. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.: Айрис-пресс, 2006. –150 с.
15. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
16.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД,
2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
17. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 2007. – 224 с.
18.Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.

Интернет ресурсы
13

1.Искусство канзаши для начинающих / disc-house.ru.
2.Канзаши для начинающих от Анастасии Куликовой | liveinternet.ru.
3.Мастер-класс «Лепестки канзаши» missmedia.ru
4.Уроки канзаши для начинающих от Алины Болобан | liveinternet.ru.
5.-yandex.ru/video/.
6.-http://alimero.ru/blog/hobby/4080.html.
7. -http://stranamasterov.ru/

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».