Рабочая программа Литература 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий,
как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его
анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного
развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учѐта преемственности с учебным предметом

"литературное чтение" на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию
речи,
историзма
мышления,
художественного
вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и
создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии
чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощѐнных в отечественной и зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к
наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического
мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их

потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно,
что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящѐнных литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе
как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других
видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в
единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между
собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления
о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном
процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической
оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и
8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки
народов России и народов мира (не менее трѐх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по
выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под
Дубом», «Квартет», «Осѐл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трѐх). «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера
на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети»,
«Школьник» и др. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трѐх
поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,
И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX
веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная
фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не
менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX–XXI веков.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на
войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои

мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П.
Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и др.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему
детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П.
Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева,
В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.
Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей
(одно по выбору). Например, К. Булычѐв. «Девочка, с которой ничего не
случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно
по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту
песню мать мне пела».
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная
королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р.
Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).
Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж.
Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног», «Зелѐное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чѐрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э.
Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами
поведения
и
способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;




активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных
произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание
на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
 готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий поступков;
 активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
 осознание
последствий
и
неприятие
вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учѐтом специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по


















профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ
развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.

формируются

Универсальные учебные познавательные действия:

следующие

1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
 устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному
признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
 с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и
наблюдениях над текстом;
 предлагать
критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учѐтом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
 оценивать надѐжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;


в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать
преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке
литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою
роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на



решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображѐнные в художественной литературе;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учѐтом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной
литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности
литературы и еѐ роли в воспитании любви к Родине и дружбы между
народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный
текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и
учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений: художественная литература и устное народное
творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные
жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,

стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет,
композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика
персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные произведения фольклора и художественной литературы
с произведениями других видов искусства (с учѐтом возраста,
литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учѐтом литературного развития и индивидуальных
особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учѐтом литературного
развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объемом не менее 70 слов (с учѐтом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально
изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания мира,
формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,
расширять свой круг чтения, в том числе за счѐт произведений современной
литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с
учѐтом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Мифология
1.1

Мифы народов России и мира

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

3

Раздел 2. Фольклор
2.1

Малые жанры: пословицы, поговорки,
загадки

2

2.2

Сказки народов России и народов мира

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

7

Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1

И. А. Крылов. Басни (три по выбору).
«Волк на псарне», «Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осѐл и
Соловей», «Ворона и Лисица»

4

3.2

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее
трѐх). «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Няне» и др. «Сказка о мѐртвой царевне
и о семи богатырях».

6

3.3

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК

«Бородино»
3.4

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед
Рождеством»

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f413e80

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

14

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

5

4.2

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские дети». «Школьник»
и др.. Поэма «Мороз, Красный нос»
(фрагмент)

3

4.3

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский
пленник»

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

13

Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков

5.1

Стихотворения отечественных поэтов
XIX—ХХ веков о родной природе и о
связи человека с Родиной (не менее
пяти). Например, стихотворения А. К.
Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И.
А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н.
М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

4

5.2

Юмористические рассказы
отечественных писателей XIX—XX
веков. А. П. Чехов (два рассказа по
выбору).Например, «Лошадиная
фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

др. М.М.Зощенко (два рассказа по
выбору). Например, «Галоша», «Лѐля и
Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др.

5.3

Произведения отечественной литературы
о природе и животных (не менее двух).
Например, произведения А. И. Куприна,
М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского

4

5.4

А. П. Платонов. Рассказы (один по
выбору).Например, «Корова», «Никита»
и др.

2

5.5

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино
озеро»

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

16

Раздел 6. Литература XX—XXI веков

6.1

Произведения отечественной литературы
на тему «Человек на войне» (не менее
двух). Например, Л. А. Кассиль.
«Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я.
Яковлев. «Девочки с Васильевского
острова»; В. П. Катаев. «Сын полка»,
К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др.

3

6.2

Произведения отечественных писателей
XIX–XXI веков на тему детства. (не
менее двух), например, произведения
В.Г.Короленко, В. П. Катаева, В. П.
Крапивина, Ю.П. Казакова, А. Г.
Алексина, В. П. Астафьева, В. К.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю. И.
Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С.
Аромштам, Н. Ю.Абгарян

6.3

Произведения приключенческого жанра
отечественных писателей. (одно по
выбору). Например, К. Булычѐв
«Девочка, с которой ничего не случится»,
«Миллион приключений» и др. (главы по
выбору)

2

6.4

Литература народов Российской
Федерации. Стихотворения (одно по
выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню
мать мне пела»

1

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

9

Раздел 7. Зарубежная литература
7.1

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору).
Например, «Снежная королева»,
«Соловей»

2

7.2

Зарубежная сказочная проза. (одно
произведение по выбору). Например,
Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
(главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или
Туда и обратно» (главы) и др.

2

7.3

Зарубежная проза о детях и подростках.
(два произведения по выбору).
Например, М. Твен. «Приключения Тома
Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук бегущих
ног», «Зелѐное утро» и др.

7.4

Зарубежная приключенческая проза. (два
произведения по выбору). Например, Р.
Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»,
«Чѐрная стрела» (главы по выбору) и др.

1

7.5

Зарубежная проза о животных. (одно-два
произведения по выбору).Например, Э.
Сетон-Томпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий
свѐрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»;
Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др.

2

Итого по разделу

8

Развитие речи

8

Внеклассное чтение

7

Итоговые контрольные работы

2

Резервное время

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f413e80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Развитие речи. Книга в жизни
человека

1

2

Легенды и мифы Древней Греции.
Понятие о мифе

1

3

Подвиги Геракла: «Скотный двор
царя Авгия»

1

4

«Яблоки Гесперид» и другие
подвиги Геракла

1

5

Внеклассное чтение. Мифы
народов России и мира.
Переложение мифов разными
авторами. Геродот. «Легенда об
Арионе»

1

6

Фольклор. Малые жанры:
пословицы, поговорки, загадки

1

7

Колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки

1

8

Сказки народов России и народов
мира. Сказки о животных,
волшебные, бытовые

1

9

Русские народные сказки.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19572a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195838

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195946

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195a5e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195c02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195d1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195e28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196062

Библиотека ЦОК

Животные-помощники и чудесные
противники в сказке "Царевналягушка"

https://m.edsoo.ru/8a196170

10

Главные герои волшебных сказок
Василиса Премудрая и Иванцаревич

1

11

Поэзия волшебной сказки

1

12

Сказки о животных «Журавль и
цапля». Бытовые сказки
«Солдатская шинель»

1

13

Резервный урок. Духовнонравственный опыт народных
сказок. Итоговый урок

1

14

Резервный урок. Роды и жанры
литературы и их основные
признаки

1

15

Внеклассное чтение. Жанр басни в
мировой литературе. Эзоп,
Лафонтен

1

16

Внеклассное чтение. Русские
баснописцы XVIII века. А. П.
Сумароков «Кокушка». И. И.
Дмитриев «Муха».

1

17

И. А. Крылов - великий русский
баснописец. Басни (три по
выбору). «Волк на псарне»,
«Листы и Корни», «Свинья под
Дубом», «Квартет», «Осѐл и

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19629c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196418

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19658a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19671a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19685a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196a9e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196bfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196daa

Соловей», «Ворона и Лисица»
18

И. А. Крылов. Историческая
основа басен. Герои произведения,
их речь. "Волк на псарне"

1

19

И. А. Крылов. Аллегория в басне.
Нравственные уроки
произведений «Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом»

1

20

И. А. Крылов. Художественные
средства изображения в баснях.
Эзопов язык

1

21

А. С. Пушкин. Образы русской
природы в произведениях поэта
(не менее трѐх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др.

1

22

А. С. Пушкин. Лирический герой
в стихотворениях поэта. Образ
няни.

1

23

А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях».
Сюжет сказки

1

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях».
Главные и второстепенные герои

1

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой
царевне и о семи богатырях».
Волшебство в сказке

1

26

А. С. Пушкин. «Сказка о мѐртвой

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196ed6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196fee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1970fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19720a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197354

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1974e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197610

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197728

Библиотека ЦОК

царевне и о семи богатырях».
Язык сказки. Писательское
мастерство поэта

https://m.edsoo.ru/8a197840

27

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино»: история создания,
тема, идея, композиция
стихотворения, образ рассказчика

1

28

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино»: патриотический
пафос, художественные средства
изображения

1

29

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед
Рождеством». Жанровые
особенности произведения.
Сюжет. Персонажи

1

30

Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед
Рождеством". Сочетание
комического и лирического. Язык
произведения

1

31

Резервный урок. Н. В. Гоголь.
Реальность и фантастика в
повестях писателя "Заколдованное
место"

1

32

Резервный урок. Н. В. Гоголь.
Народная поэзия и юмор в
повестях писателя «Заколдованное
место»

1

33

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»:
история создания, прототипы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197bb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197d4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197e58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197fa2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198128

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198268

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198754

героев
34

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»:
проблематика произведения

1

35

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»:
сюжет и композиция

1

36

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»:
система образов. Образ Герасима

1

37

Развитие речи. И. С. Тургенев.
Рассказ «Муму». Роль интерьера в
произведении. Каморка Герасима

1

38

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Роль природы и пейзажа в
произведении

1

39

Н. А. Некрасов. Стихотворения
(не менее двух). «Крестьянские
дети», «Школьник» и др.. Тема,
идея, содержание, детские образы

1

40

Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз,
Красный нос» (фрагмент). Анализ
произведения

1

41

Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз,
Красный нос». Тематика,
проблематика, система образов

1

42

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник»:
историческая основа, рассказбыль, тема, идея

1

43

Л. Н. Толстой. Рассказ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198876

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19898e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198aba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198c36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198380

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198498

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1985ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198d80

Библиотека ЦОК

«Кавказский пленник». Жилин и
Костылин. Сравнительная
характеристика образов

https://m.edsoo.ru/8a199028

44

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник». Жилин и
Дина. Образы татар

1

45

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».
Нравственный облик героев

1

46

Л. Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».Картины
природы. Мастерство писателя

1

47

Развитие речи. Л. Н. Толстой.
Рассказ «Кавказский пленник».
Подготовка к домашнему
сочинению по произведению

1

48

Итоговая контрольная работа.
Литература и жизнь

1

49

Стихотворения отечественных
поэтов XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи человека с
Родиной А. А. Фет. "Чудная
картина…", "Весенний дождь",
"Вечер", "Еще весны душистой
нега…"

1

50

Стихотворения отечественных
поэтов XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи человека с
Родиной И. А. Бунин. «Помню —

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198ea2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19914a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199258

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199366

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19947e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1995aa

долгий зимний вечер…»,
«Бледнеет ночь… Туманов
пелена...»

51

Стихотворения отечественных
поэтов XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи человека с
Родиной А. А. Блок. «Погружался
я в море клевера…», «Белой
ночью месяц красный…»,
«Летний вечер»

1

52

Стихотворения отечественных
поэтов XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи человека с
Родиной С. А. Есенин. «Береза»,
«Пороша», «Там, где капустные
грядки...», «Поет зима —
аукает...», «Сыплет черемуха
снегом...», «Край любимый!
Сердцу снятся...»

1

53

[[Резервный урок. Стихотворения
отечественных поэтов XIX–ХХ
веков о родной природе и о связи
человека с Родиной [[Н. М.
Рубцов. «Тихая моя родина»,
«Родная деревня»]]

1

54

Развитие речи.Поэтические
образы, настроения и картины в
стихах о природе. Итоговый урок

1

55

Юмористические рассказы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199820

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1999e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199b04

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199c30

Библиотека ЦОК

отечественных писателей XIX–XX
веков. А. П. Чехов. Рассказы (два
по выбору). «Лошадиная
фамилия», «Мальчики»,
«Хирургия» и др. Тематический
обзор

https://m.edsoo.ru/8a199d48

56

Рассказы А. П. Чехова. Способы
создания комического

1

57

М. М. Зощенко (два рассказа по
выбору). «Галоша», «Лѐля и
Минька», «Ёлка», «Золотые
слова», «Встреча».Тема, идея,
сюжет

1

58

М. М. Зощенко. «Галоша», «Лѐля
и Минька», «Ёлка», «Золотые
слова», «Встреча» и др. Образы
главных героев в рассказах
писателя.

1

59

Развитие речи. Мой любимый
рассказ М.М. Зощенко

1

60

Произведения отечественной
литературы о природе и животных
(не менее двух). Например, А. И.
Куприн «Белый пудель», М. М.
Пришвин «Кладовая солнца», К.
Г. Паустовский «Тѐплый хлеб»,
«Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Тематика и проблематика. Герои и
их поступки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29050

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29154

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2662a

61

Нравственные проблемы сказок и
рассказов А.И.Куприна,
М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского

1

62

Язык сказок и рассказов о
животных А. И. Куприна, М. М.
Пришвина, К. Г. Паустовского

1

63

Произведения отечественной
литературы о природе и
животных. Связь с народными
сказками. Авторская позиция

1

64

Резервный урок. Произведения
русских писателей о природе и
животных. Темы, идеи, проблемы.
Итоговый урок

1

65

А. П. Платонов. Рассказы (один по
выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др. Тема, идея,
проблематика

1

66

А. П. Платонов. Рассказы (один по
выбору). Например, «Корова»,
«Никита» и др. Система образов

1

67

В. П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро». Тема, идея
произведения

1

68

В. П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро». Система
образов. Образ главного героя
произведения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26ba2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26918

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26a6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28452

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28574

69

Произведения отечественной
литературы на тему «Человек на
войне» (не менее двух). Например,
Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского
острова»; В. П. Катаев. «Сын
полка», К.М.Симонов. "Сын
артиллериста" и др. Проблема
героизма

1

70

Произведения отечественной
литературы на тему «Человек на
войне» (не менее двух). Например,
Л. А. Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки»; Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского
острова»; В. П. Катаев. «Сын
полка», К.М.Симонов. «Сын
артиллериста» и др.: дети и
взрослые в условиях военного
времени

1

71

В. П. Катаев. «Сын полка».
Историческая основа
произведения. Смысл названия.
Сюжет. Герои произведения

1

72

Резервный урок. В. П. Катаев.
«Сын полка». Образ Вани
Солнцева. Война и дети

1

73

Резервный урок. Л. А. Кассиль.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27b60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27c82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27da4

Библиотека ЦОК

"Дорогие мои мальчишки".
Идейно-нравственные проблемы в
произведении. "Отметки Риммы
Лебедевой"

https://m.edsoo.ru/8bc27f98

74

Внеклассное чтение. Война и дети
в произведениях о Великой
Отечественной войне. Итоговый
урок

1

75

Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему
детства. [[(не менее двух),
например, произведения
В.Г.Короленко, В.П.Катаева,
В.П.Крапивина, Ю.П.Казакова,
А.Г.Алексина, В.П.Астафьева,
В.К.Железникова, Ю.Я.Яковлева,
Ю.И.Коваля, А.А.Гиваргизова,
М.С.Аромштам, Н.Ю.Абгарян.]
Обзор произведений. Специфика
темы

1

76

Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему
детства. Тематика и проблематика
произведения. Авторская позиция

1

77

Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему
детства. Герои и их поступки

1

78

Резервный урок. Произведения
отечественных писателей XIX–

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28146

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27926

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27a48

XXI веков на тему детства.
Современный взгляд на тему
детства в литературе

79

Внеклассное чтение.
Произведения отечественных
писателей XIX–XXI веков на тему
детства

1

80

Произведения приключенческого
жанра отечественных писателей.
(одно по выбору). К. Булычѐв
«Девочка, с которой ничего не
случится», «Миллион
приключений» и др. (главы по
выбору). Тематика произведений

1

81

Произведения приключенческого
жанра отечественных писателей.
Проблематика произведений
К.Булычева

1

82

Резервный урок. Произведения
приключенческого жанра
отечественных писателей. Сюжет
и проблематика произведения

1

83

Литература народов России.
Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим. «Эту песню
мать мне пела». Тематика
стихотворений

1

84

Резервный урок. Образ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc288a8

лирического героя в
стихотворениях Р.Г.Гамзатова и
М.Карима

85

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по
выбору). Например, «Снежная
королева», «Соловей». Тема, идея
сказки. Победа добра над злом

1

86

Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная
королева»: красота внутренняя и
внешняя. Образы. Авторская
позиция

1

87

Внеклассное чтение. Сказки Х. К.
Андерсена (по выбору)

1

88

Развитие речи. Любимая сказка Х.
К. Андерсена

1

89

Зарубежная сказочная проза.
(одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р.
Толкин. «Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и др. Герои и
мотивы

1

90

Зарубежная сказочная проза.
(одно произведение по выбору).
Например, Л. Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р.
Толкин. «Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и др. Стиль и
язык, художественные приемы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28b32

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28c36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28e52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28d3a

91

Резервный урок. Художественный
мир литературной сказки.
Итоговый урок

1

92

Резервный урок. Зарубежная проза
о детях и подростках. (два
произведения по выбору).
Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы); Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелѐное утро» и
др. Обзор по теме

1

93

Зарубежная проза о детях и
подростках. (два произведения по
выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы); Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы.
Например, «Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелѐное утро».
Тема, идея, проблематика

1

94

Резервный урок. Марк Твен.
«Приключения Тома Сойера».
Тематика произведения. Сюжет.
Система персонажей. Образ
главного героя

1

95

Развитие речи. Марк Твен.
«Приключения Тома Сойера»:

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28f4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a3a6

дружба героев
96

Итоговая контрольная работа.
Образы детства в литературных
произведениях

1

97

Зарубежная приключенческая
проза. (два произведения по
выбору), например, Р. Л.
Стивенсон.«Остров сокровищ»,
«Чѐрная стрела» (главы по
выбору) и др. Обзор по
зарубежной приключенческой
прозе. Темы и сюжеты
произведений

1

98

Резервный урок. Р.Л.Стивенсон.
«Остров сокровищ», «Чѐрная
стрела» (главы по выбору). Образ
главного героя. Обзорный урок

1

99

Внеклассное чтение. Зарубежная
приключенческая проза. Любимое
произведение

1

100

Зарубежная проза о животных.
(одно-два произведения по
выбору), например, Э. СетонТомпсон. «Королевская
аналостанка»; Дж. Даррелл.
«Говорящий свѐрток»; Дж.
Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р.
Киплинг. «Маугли», «РиккиТикки-Тави» и др. Тематика,

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29fd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a108

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26d78

проблематика произведения
101

Зарубежная проза о животных.
Герои и их поступки

1

102

Развитие речи. Итоговый урок.
Результаты и планы на
следующий год. Список
рекомендуемой литературы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26e9a

2

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.., Коровин В.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О. А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».