Рабочая программа по родному ( кабардинно-черкесскому) языку 4 класс

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно - программа
по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский)
язык,

кабардино-черкесский

владеющих

родным

язык)

разработана

(кабардино-черкесским)

для

языком,

обучающихся,
и

включает

пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты
за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5.1. Программа

по

родному

(кабардино-черкесскому)

языку

разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На

уровне

начального

(кабардино-черкесского)

языка

общего
имеет

образования
особое

изучение

значение

в

родного
развитии

обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и
универсальных

действий

на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной
деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
обучающихся,

особенно

таких

еѐ

компонентов,

как

языковая,

коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения
родного языка является единство осознания его национальной ценности и
толерантного отношения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается
использование материалов кабардино-черкесской литературы, истории и
культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми
курсами («Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на
родном языке», «Окружающий мир» и другими).
5.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку выделяются три содержательные линии:
первая

содержательная

линия

обеспечивает

наблюдение

за

употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях,
формирование первоначальных представлений о нормах современного
кабардино-черкесского
обращаться

к

литературного

нормативным

словарям

языка,

развитие

современного

потребности
кабардинского

литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями,
ведущий компонент данной содержательной линии - работа с текстами:

развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать
собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырѐх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных
навыков обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно
участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной

специфики

родного

языка,

на

знакомство

с

нормами

кабардинского речевого этикета;
5.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения кабардинского языка как государственного языка
Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;

овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию;
формирование

представлений

о

родном

языке

как

духовной,

нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия
родного

языка,

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре своего
народа, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры
речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных
ситуациях

его

грамматического

использования,
строя

самосовершенствованию,

речи,

обогащение
развитие

приобретение

словарного

потребности

запаса

и

к

речевому

практического

опыта

исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности
в приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности
на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в
неделю),
во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание обучения
. 4 КЛАСС
9.1. Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения
в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
9.2. Состав слова.
Корень.

Однокоренные

Словообразовательные суффиксы:

слова.

Падежные

окончания.

-гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ.

Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-,
хуэ-,

щIэ-,

хэ-,

те-,

дэ-

и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-),
фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание,
функция
в

предложении,

интонация

при

перечислении

однородных

членов

предложения знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
9.3. Морфология. Части речи.
9.3.1. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена
существительные, их правописание. Единственное и множественное число
имен существительных. Особенности в изменении собственных имѐн по
числам. Склонение имѐн существительных. Категория определѐнности и
неопределѐнности склонения имѐн существительных в кабардинском языке.
Четыре

падежа:

именительный,

эргативный,

послеложный

и

обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн
существительных.

Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на
озере».
9.3.2. Послелоги.

Правописание

послелогов.

Виды

послелогов

(временные, пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и
служебные части речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
9.3.3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного.
Качественные и

относительные

прилагательные и

их

склонение

в

единственном и множественном числе. Правописание определительных
словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных
слов,

образованных

существительными.

путѐм

основосложения

Словообразование

прилагательного

имѐн

с

прилагательных.

Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на
школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы»
(Выступаем по радио).
9.3.4. Местоимения.
Понятие

о

местоимении,

три

вида

местоимений

(личные,

притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы),
мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два
способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не
употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей
(его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные
местоимения. Два способа выражения указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
9.3.5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория
лица глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-,

на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов
от других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
9.3.6. Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных

и

порядковых

числительных.

Количественные

числительные, их правописание. Порядковые числительные, их образование
с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая
- День Победы. Помним. Гордимся».

10. Планируемые результаты освоения программы по
родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального
общего образования.
10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне

начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в
Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-

этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия

в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к
изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне

начального

сформированы
коммуникативные

общего

образования

познавательные
универсальные

у

универсальные
учебные

обучающегося
учебные

действия,

будут

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского)
языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых
единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведенного

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении
слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
4класс
Урок
бжы-гъэр
Темэхэр

1.

2.
3.
4.

5.

6.

Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ
Б/З Ныбжьэгъум
хуэгъэза хъуэхъу
Пычыгъуэмрэ
ударенэмрэ
Макъ хьэрф елъытауэ
псалъэр зэпкърыхын
Псалъэм и
зэхэлъыкIэр.
Лъабжьэ.Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр.
Псалъэ къэзыгъэхъу
префиксхэр Словарнэ
диктант
Псалъэ къэзыгъэхъу
суффиксхэр

Унэм
щагъэзащIэ
лэжьыгъэ
хэр

Махуэ щекIуэкIынур
план

Лэжь 7,
нап. 6

5.09.2023

Лэжь. 10
нап. 7
Лэжь. 14
нап. 9
Лэжь. 19,
нап. 13

12.09.2023
19.09.2023

Лэжь. 24,
нап. 15

03.10.2023

Лэжь. 29,
нап. 16

26.09.2023

10.10.2023

факт

7.
8.
9.

Псалъэр зэхъуэкIа
зэрыхъу суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэкIа
зэрыхъу префиксхэр
Къызэрапщытэ
диктант.

Лэжь. 37
нап. 19
Лэжь. 43,
нап. 22
яджар
къэпщытэжын
Лэжь. 40,
нап. 20

17.10.2023
24.10.2023
31.10.2023

10.

Щыуагъэхэм
елэжьын. Псалъэпкъ

11.

Псалъэухам и
пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр Тест
лэжьыгъэ
ЩыIэцIэ унейхэмрэ
зэдайхэмрэ. ЩыIэцIэм
и бжыгъэхэр
Изложенэ
зэхуэхусауэ
къэ1уэтэныгъэ

Лэжь. 46,
нап. 24

21.11.2023

Лэжь. 62,
нап. 31

28.11.2023

Изложенэм
елэжьын

05.12.2023

14.

Изложенэр егъэтхын

12.12.2023

15.

ЩыIэцIэр падежкIэ
зэхъуэкIа зэрыхъур
ЩыIэцIэхэм я
склоненэр.
Падеж кIэуххэм я
тхыкIэр

Яджар
къэпщытэж
ын
Лэжь. 67,
нап. 34
Лэжь. 74,
нап. 37

26.12.2023

Лэжь. 78
нап. 39

16.01.2024

Лэжь. 85
нап. 43

23.01.2024

Лэжь.97,
нап. 48

30.01.2024

12.

13.

16.
17.

18.

19.

Послелогым и
мыхьэхэр, абы и
къэкIуэкIэр
ПлъыфэцIэхэр
бжыгъэкIэ, падежкIэ
зэхъуэкIын
Зэгъусэу къакIуэ
щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ я
тхыкIэр
Б/З Хъуэхъухэмрэ
фIэхъусхэмрэ

14.11.2023

19.12.2023

20.

21.

22.

ЦIэпапщIэмкIэ
гурыIуэгъуэ Щхьэ
цIэпапщIэхэр.
Еигъэ цIэпапщIэхэр.
Зыгъэлъагъуэ
цIэпапщIэхэр
Къызэрапщытэ
диктант.

23.

Диктантым и
щыуагъэхэм елэ
жьыжын. Глаголым
теухуауэ гурыIуэгъуэ

24.
25.

Унафэ щIыныгъэ
глагол
Инфинитив.

26.

Глаголым и зэманхэр

27.

Глаголым и щхьэхэр.
Словарнэ диктант
Глаголым и щхьэхэр

28.
29.
30.

31.

32.

33.

34.

Глагол префиксхэмкIэ
гурыIуэгъуэ
Щыуагъэхэм елэжьын
Зэры-,щ1э-,ф1э-,мыпрефиксхэм я тхык1эр.
Псалъэпкъым а-мрэ эмрэ зэрыщатх. Проект
лэжьыгъэ
БжыгъэцIэмкIэ
гурыIуэгъуэ. Зэрабж
бжыгъэцIэхэр.
ЗэрызэкIэлъы
кIуэ бжыгъэцIэхэр
Къызэрапщытэ
диктант
Щыуагъэхэм
елэжьыжын.
Гъэ псом яджар

Лэжь. 115
Нап.58
Лэжь. 126
Нап.62
яджар
къэпщытэжын
Лэжь. 139
Нап.71

06.02.2024

13.02.2024

20.02.2024

27.02.2024

Лэжь. 147,
нап. 75
Лэжь. 153,
нап. 77
Лэжь. 160,
нап. 80.
Лэжь. 168
Нап.84
Лэжь. 177
Нап.88
Лэжь. 201,
98
Лэжь. 209
нап. 102

05.03.2024

Лэжь.216
нап. 105

30.04.2024

Лэжь.229
нап. 110

07.05.2024

Яджар
къэпщытэжы
н
Лэжь.236
нап. 113

14.05.2024

12.03.2024
19.03.2024
02.04.2024
09.04.2024
16.04.2024
23.04.2024

28.04.2024

къэпщытэжын

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».