Рабочая программа по биологии 11 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

- сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к
природе, к материальным и духовным ценностям;
- сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания
особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
-реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их
результатам;
-сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры
на базе биологических знаний и умений;
- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками
самостоятельного приобретения новых знаний;
- знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности,
основных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
- компетентность в области использования информационно - коммуникативных технологий (ИКТ),
умение работать с различными источниками биологической информации; самостоятельно находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе,
справочниках, словарях, интернет – ресурсах); анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
выслушивать и сравнивать точки зрения, аргументировать вою точку зрения, отстаивать свою
позицию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Предметные результаты:
– знание, умение, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися
содержанием учебного предмета, предусматривает:
-характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч.
Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости,
вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в
живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные
биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации
жизни;
- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в
формирование современной естественно научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменчивости видов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
- умения приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, ее уровневой
организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
- умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- умения проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и
человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной
деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
биологической информации, получаемой из различных источников;
- оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования,
искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);
- постанову биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Эволюция (43ч)

Тема 1. Свидетельства эволюции (9ч)
Изменяемость видов. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция. Филогенез.
Филогенетическое древо. Гомологичные органы. Атавизмы. Рудименты. Палеонтологическая
летопись. Переходные формы. Эндемичный вид.
Тема 2. Факторы эволюции (13ч)
Критерии вида. Кариотип. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция. Генофонд. Мутации.
Приспособленность. Дрейф генов. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор.
Половой отбор. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска. Мимикрия Ароморфоз.
Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс. Географическое видообразование.
Экологическое
видообразование.
Лекарственная
устойчивость.
Вавиловская
мимикрия.
Микроэволюция. Макроэволюция. Конвергенция. Аналогичные органы.
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
Абиогенез. Биогенез. Геохронология. Эон. Эра. Криптозой. Фанерозой.
Тема 4. Происхождение человека (10 ч)
Прямохождение. Австралопитеки. Неандертальский человек. Кроманьонец. Антропосоциогенез. Расы.
Раздел 2. Экосистемы (25ч)
Тема 5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Закон толерантности. Лимитирующий фактор.
Биологические ритмы. Структура. Популяции. Динамика популяции. Популяционные волны.
Внутривидовые отношения. Ареал вида. Экологическая ниша. Фитофагия. Паразитизм. Симбиоз.
Паразитизм. Симбиоз. Закон конкурентного исключения. Биомасса. Продукция. Экологическая
пирамида. Трофическая сеть. Консорция. Флуктуация. Сукцессия. Биоценоз. Биотоп. Биогеоценоз.
Агроэкосистемы.
Тема 6. Биосфера (6 ч)
Эубиосфера. Биом. Живое вещество. Биогеохимический круговорот. Законы Коммонера.
Тема 7. Биологические основы охраны природы (8ч)
Красная книга. Реинтродукция. Заповедники. Национальные парки. Биосферные резерваты.
Инсуляризация. Биологический мониторинг. Биоиндикация.
Учебный план
№
п/п
1

Название раздела
Эволюция

2

Экосистемы

Всего

Базовый уровень
Кол-во часов
Лабораторные и практические работы
43
Лабораторная работа №1 «Морфологические
особенности растений различных видов»
Лабораторная работа №2
«Изменчивость организмов»
Лабораторная работа №3 «Приспособленность
организмов к среде обитания. Ароморфозы у
растений»
25
Практическая работа №1
«Оценка влияния температуры воздуха на
человека»
Практическая работа №2
«Аквариум как модель экосистемы»
Практическая работа №3 «Сравнительная
характеристика природных и нарушенных
экосистем»
Практическая работа №4
«Определение качества воды водоема»
68

Календарно – тематическое планирование
Класс 11

по биологии

№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Учитель Турова Жанна Жанситовна
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом ООО второго поколения, на основе примерной Программы ООО по биологии (2015 г),
авторской программы авторской программы «Биология 5-9 классы» И.Н. Пономарёва, В.С.
Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Учебник Биология 11 класс (Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц «Просвещение», 2019)

Дата

По плану Фактич

2.
3.
4.

1 Раздел. Эволюция (43ч)
1. Свидетельства эволюции (9 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии.
Эволюционная биология до Дарвина
Чарлз Дарвин и его теория эволюции
Современная эволюционная биология
Молекулярные свидетельства эволюции

5.

Морфологические свидетельства эволюции

1

6.
7.
8.
9.

Эмбриологические свидетельства эволюции
Палеонтологические свидетельства эволюции
Биогеографические свидетельства эволюции
Обобщающий урок по теме «Свидетельства
эволюции»
2.Факторы эволюции (13 ч)

1
1
1
1

10.

1

13.

Критерии вида. Лабораторная работа №1
«Морфологические особенности растений различных
видов»
Популяция – элементарная единица эволюции
Наследственная изменчивость- исходный материал
для эволюции. Лабораторная работа №2
«Изменчивость организмов»
Приспособленность и естественный отбор

14.
15.

Дрейф генов
Формы естественного отбора

1
1

16.

Основные направления эволюции

1

17.

1

18.

Основные пути эволюции. Лабораторная работа №3
«Приспособленность организмов к среде обитания.
Ароморфозы у растений»
Эволюция окраски и формы животных

19.

Видообразование

1

20.

Прямые наблюдения процесса эволюции

1

21.

Макроэволюция

1

1.

11.
12.

1
1
1
1

1
1

1

1

22.

Обобщающий урок по теме «Факторы эволюции».

1

3.Возникновение и развитие жизни на Земле (11ч)
1

24.

Представления о возникновении жизни на Земле в
истории естествознания.
Современные представления о возникновении жизни

25.

Основные этапы развития жизни

1

26.

Развитие жизни в криптозое. Архей

1

27.

Развитие жизни в криптозое. Протерозой

1

28.

Развитие в палеозое

1

29.

Развитие жизни в мезозое

1

30.

Развитие жизни в кайнозое

1

31.

34.
35.
36.
37.
38.

Многообразие органического мира. Неклеточные
1
формы жизни
Многообразие органического мира. Клеточные
1
формы жизни
Обобщающий по теме «Возникновение и развитие
1
жизни на Земле».
4. Происхождение человека (10 ч)
Положение человека в системе живого мира
1
Предки человека
1
Первые представители рода Homo
1
Неандертальский человек
1
Появление человека разумного
1

39.

Моноцентризм и полицентризм

1

40.
41.

Факторы эволюции человека
Эволюция современного человека

1
1

42.

Обобщающий урок по теме
«Происхождение человека».
Обобщающий урок по разделу «Эволюция»

1

23.

32.
33.

43.

1

1

46.

2 Раздел. Экосистемы ( 25ч)
5. Организмы и окружающая среда (11 ч)
Экологические факторы и закон толерантности
1
Приспособленность организмов. Практическая работа 1
№1 «Оценка влияния температуры воздуха на
человека»
Популяция в экосистеме
1

47.
48.
49.

Экологическая ниша
Межвидовые отношения
Сообщества

1
1
1

50.

Экосистема

1

51.

Экосистема: устройство и динамика. Практическая
работа №2 «Аквариум как модель экосистемы»
Биоценоз и биогеоценоз

1

44.
45.

52.

1

53.

Влияние человека на экосистемы

1

54.

Обобщающий урок по разделу «Организмы и
окружающая среда»
6. Биосфера (6 ч)

1

55.
56.
57.
58.
59.

1
1
1
1
1

60.

Биосфера как экосистема
Биомы
Функции живого вещества
Биогеохимические круговороты в биосфере
Биосфера и человек. Практическая работа №3
«Сравнительная характеристика природных и
нарушенных экосистем»
Обобщающий урок по теме «Биосфера».

61.

7. Биологические основы охраны природы (8 ч)
Охрана видов и популяций
1

62.

Охрана экосистем

1

63.

1

65.

Биологический мониторинг. Практическая работа №4
«Определение качества воды водоема»
Обобщающий урок по теме «Биологические основы
охраны природы».
Обобщающий урок по разделу «Экосистемы»

66.

Работа с Кимами ЕГЭ

1

67.

Работа с Кимами ЕГЭ

1

68.

Работа с Кимами ЕГЭ

1

64.

1

1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».