ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека. Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека. Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе. Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни). Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества; исследованы социальные аспекты технологии. Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Осн овн ой ц е л ь ю освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах. Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов. Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем: технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии: уровень представления; уровень пользователя; когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий); практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии; появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий. Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета Тема 1. Методы и средства творческой проектной деятельности (2 ч) Теоретические сведения Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности. Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг. Практическая деятельность Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint. Тема 2.Основы производства. Продукт труда и контроль качества производства.(2ч) Теоретические сведения Энергия, информация, социальные объекты как предметы труда. Предметы труда сельскохозяйственного производства. Энергетические установки и аппараты как средства труда. Продукт труда. Средства измерения и контроля процесса производства и продуктов труда. Транспортные средства при производстве материальных и нематериальных благ. Особенности транспортировки жидкостей и газов. Практическая деятельность Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Учебное управление средствами труда. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Экскурсии. Подготовка иллюстрированных рефератов и коллажей по темам раздела. Ознакомление с образцами предметов труда различных производств. Тема 3. Технология (3ч) Теоретические сведения . Виды технологий по сферам производства. Основные признаки высоких технологий. Общепроизводственные и отраслевые виды технологии. Виды распространённых технологий ведущих отраслей производства. Общие и отличительные признаки сходных отраслевых технологий. Культура производства Технологическая культура и её проявления в современном производстве. Культура труда человека. Характеристики культуры труда современного труженика. Технологии и технологические средства производства. Инфраструктура как необходимое условие реализации высоких технологий Перспективные технологии XXI века. Объёмное 3D-моделирование. Нанотехнологии, их особенности и области применения. Новые энергетические технологии. Перспективы развития информационных технологий. Биотехнологии и генная инженерия. Новые транспортные технологии. Практическая деятельность Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Ознакомление с измерительными приборами для контроля технологий и проведение измерений различных технических, технологических и физических параметров предмета труда. Экскурсии. Подготовка рефератов. Тема 4. Техника (3ч) Теоретические сведения . Органы управления техникой. Системы управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины. Станки с ЧПУ. Техника для транспортирования. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов. Перспективы робототехники. Практическая деятельность Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора. Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств. Тема 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов( 7ч) МЕТАЛЛЫ И ПЛАСТМАССЫ Теоретические сведения Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы. Профильный металлический прокат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Области применения металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов и искусственных материалов механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами (правка, резание, зачистка, гибка). Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Правила безопасной работы при ручной обработке металлов и пластмасс. Проектирование изделий из металлического проката и пластмасс. Чертежи деталей и сборочные чертежи из металлического проката. Основные технологические операции обработки сортового проката и искусственных материалов ручными инструментами: разрезание, рубка, опиливание, зачистка. Термическая обработка сталей. Правила безопасной работы при термообработке сталей. Применение штангенциркуля для разработки чертежей и изготовления изделий из проката. Устройство штангенциркуля. Измерение штангенциркулем. Правила безопасной работы со штангенциркулем. Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Токарно-винторезные станки и их назначение. Инструменты и приспособления. Крепление заготовки и резца. Правила безопасной работы на токарном станке. Виды и приёмы работ. Чертежи деталей, вытачиваемых на токарном станке. Информация о токарных станках с ЧПУ. Нарезание резьбы. Правила безопасной работы при нарезании резьбы. Практическая деятельность Правка, резание, зачистка и гибка металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда. Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Ознакомление с видами и свойствами металлического проката и конструкционных пластмасс. Разработка сборочного чертежа изделия с использованием штангенциркуля. Обработка металлического проката механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами. Распознавание видов металлов и сплавов. Исследование твёрдости, упругости и пластичности сталей. Обработка закалённой и незакалённой стали. Упражнения по управлению сверлильным станком. Ознакомление с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отработка приёмов сверления на сверлильном станке. Ознакомление с устройством и принципом работы токарно-винторезного станка. Крепление заготовки и резца. Точение наружной цилиндрической поверхности заготовки. Точение детали по чертежу и технологической карте с соблюдением правил безопасной работы. Контроль размеров детали. Вытачивание ступенчатых деталей (изделий) и нарезание резьбы. Тема 6. Технологии обработки пищевых продуктов (2ч) Теоретические сведения Значение мясных блюд в питании. Виды мяса, включая мясо птицы. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Составление букета из конфет и печенья. Практическая деятельность Органолептическая оценка качества мяса. Определение свежести мяса. Приготовление блюда из мяса или птицы. Тема 7.Технологии получения, преобразования и использования энергии. Химическая энергия (2ч) Теоретические сведения . Химическая энергия. Превращение химической энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Области применения химической энергии. Ядерная и термоядерная энергии. Неуправляемые реакции деления и синтеза. Управляемая ядерная реакция и ядерный реактор. Проекты термоядерных реакторов. Перспективы ядерной энергетики. Практическая деятельность Сбор дополнительной информации об областях получения и применения химической энергии в Интернете и справочной литературе. Опыты по осуществлению экзотермических и эндотермических реакций. Преобразование химической энергии в тепловую энергию. Получение раствора серной кислоты для заливки кислотного аккумулятора. Тема 8. Технологии обработки информации Технологии записи и хранения информации (3ч) Теоретические сведения Технологии записи и представления информации разными средствами. Технологии получения информации. Методы и средства наблюдений. Опыты и исследования. Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации. Практическая деятельность Освоение методов запоминания информации. Аудио-, фото- и видеозапись информации. Представление, запись информации и обработка информации с помощью компьютера. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации. Тема 9.Технологии растениеводства Микроорганизмы в сельскохозяйственном производстве (4ч) Теоретические сведения Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Объекты биотехнологии. Биотехнологии в промышленности. Биотехнологии в сельском хозяйстве. Биотехнологии в медицине. Биотехнологии в пищевой промышленности. Практическая деятельность Овладение биотехнологиями использования одноклеточных грибов дрожжей. Тема 10. Технологии животноводства (2ч) Теоретические сведения Разведение животных и ветеринарная защита как элементы технологий преобразования животных организмов. Породы животных, их создание. Возможности создания животных организмов: понятие о клонировании. Практическая деятельность Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей. Описание технологии разведения домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка. Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Тема11. Социальные технологии. Маркетинг (4ч) Теоретические сведения Рынок и его сущность. Маркетинг как вид социальной технологии. Спрос и его характеристики. Потребительная и меновая стоимость товара. Деньги. Методы и средства стимулирования сбыта. Бизнес и предпринимательство. Отличительные особенности предпринимательской деятельности. Понятие о бизнес-плане. Практическая деятельность . Оценка качества рекламы в средствах массовой информации. Анализ позиций простого бизнес-плана и бизнес-проекта. Деловая игра «Приём на работу». Анализ типового трудового контракта. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Дизайн в процессе проектирования труда. Методы дизайнерской деятельности. 2 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 2. Метод мозгового штурма при создании инноваций. Практическая работа №1«Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы» 2 0 1 16.09.2022 Практическая работа; 3. Подведение итогов 1 1 0 23.09.2022 Контрольная работа; 4. Продукт труда. Стандарты 2 производства продуктов труда. 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 5. 2 Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда. 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 6. Практическая работа №2«Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин» Подведение итогов 2 1 1 14.10.2022 Практическая работа; 7. Классификация технологий. Технологии материального производства. 2 0 0 21.10.2022 Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 2 0 0 28.10.2022 Тестирование; 2 1 1 11.11.2022 Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; 2 0 0 18.11.2022 Письменный контроль; 3 Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики.Автоматизация производства. 0 0 25.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 12. Практическая работа 2 №4«Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора» Подведение итогов 0 1 02.12.2022 Практическая работа; 13. Плавление материалов и отливка изделий Пайка металлов. Сварка материалов. 3 0 0 09.12.2022 Зачет; 2 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 8. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий. 9. Практическая работа №3«Составление технологических карт для изготовления возможных проектных изделий или организации услуг» Подведение итогов 10. Органы управления технологическими машинами. Системы управления. 11. 14. Закалка материалов Электроискровая обработка материалов 2 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 2 0 0 30.12.2022 Устный опрос; 17. Практическая работа №5«Изготовление проектных изделий посредством технологий плавления и литья» Подведение итогов 2 0 1 13.01.2023 Практическая работа; 18. Мясо птицы. Мясо животных 2 0 0 20.01.2023 Тестирование; 19. Практическая работа 2 №6«Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим методом и экспрессметодом химического анализа» Подведение итогов 0 1 27.01.2023 Практическая работа; Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ. 2 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 21. Практическая работа 2 №7«Области получения и применения химической энергии» Подведение итогов 22. Материальные формы 2 представления информации для хранения. 0 1 10.02.2023 Практическая работа; 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 15. Электрохимическая обработка металлов Ультразвуковая обработка материалов 16. 20. Лучевые методы обработки материалов Особенности технологий обработки жидкостей и газов Средства записи информации. 23. Современные технологии записи и хранения информации. Работа с дронами и квадрокоптерами. 2 0 0 24.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ВПР; 24. Практическая работа №8 «Подведение итогов 2 0 1 03.03.2023 Практическая работа; 25. Микроорганизмы. Их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. 2 0 0 10.03.2023 Диктант; 26. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. 2 0 0 17.03.2023 Письменный контроль; 27. Практическая работа №9«Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей» Подведение итогов 2 0 1 24.03.2023 Практическая работа; 28. Получение продукции животноводства 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 29. Разведение животных, их породы и продуктивность 2 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 30. Практическая работа 2 №10«Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. 0 1 21.04.2023 Практическая работа; Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов Подведение итогов 31. Основные категории рыночной экономики Что такое рынок. 2 0 0 28.04.2023 Письменный контроль; 32. Маркетинг как технология 2 управления рынком 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 33. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка. 2 0 1 12.05.2023 Практическая работа; 34. Практическая работа 2 №11«Составление вопросников для выявления потребностей людей в конкретном товаре» Подведение итогов 1 1 19.05.2023 Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 12 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология. 8-9 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1.Глозман Е.С. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: учеб. для гор. общеобразоват. учреждений / Е.С. Глозман; под ред. Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012. 2.Е.Данкевич, В.Поляков. Выпиливаем из фанеры. Санкт-Петербург. – «Кристалл», 1998. 3.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://3dpt.ru/blogs/support/cura http://3dtoday.ru/ http://www.pvsm.ru/soft/83680 https://www.youtube.com/watch?v=vCTOe7PzmqA https://3ddevice.com.ua/blog/reviews/3d-pechat-i-cura/ https://3dpt.ru/blogs/support/cura и др. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ