ДООП Азбука безопасности

1

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Мир ребенка - это особый не с чем несравнимый, неповторимый мир. И
наиболее уязвимым в этом мире становится ребёнок. Со временем изменились
условия жизни человека, изменились и правила безопасности
жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта
на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей,
оснащением жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет
человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить
безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался
перед лицом различных угроз. Сложившееся положение требует от нас
взрослых новых форм и методов работы среди детей и подростков.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука
безопасности" реализуется в центре образования цифрового и гуманитарного
профилей "Точка роста".
Направленность: социально – гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
2

организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
10.Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей».
13.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении
примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
15.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
16.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242
«О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
19.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»).
3

20.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»).
21.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и формату предоставления информации».
24.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
26.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27.Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
28.Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
и модульные)».
29.Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30.Устав школы.
Актуальность программы в том, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
Программа ориентирована на формирование навыков детей по обеспечению
личной безопасности, осознание ребенком своих потребностей, возможностей и
способностей, способствует развитию личностных качеств, а также
приобретению детьми определенного навыка безопасного поведения.
Программа направлена на:
4

– создание условий для развития ребенка;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка,
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на идею
сочетания оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить
детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она
направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу
жизни, но и их воспитания. Расширяются знания воспитанников о здоровом
образе жизни, они обучаются приемам по профилактике заболеваний, в том
числе простудных и вирусных. Расширяются знания и навыки воспитанников
области гигиены и ухода за собой, приёмы по предупреждению детского
травматизма. Значительное внимание уделяется профилактике вредных
привычек. В основе программы лежит педагогический подход, который
позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко
используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из
художественной литературы, DVD уроков, мультфильмов, дидактические и
сюжетно-ролевые игры.
Отличительные особенности программы предусматривают работу в трех
направлениях:
1. Обучение теоретическим знаниям (прогулки, экскурсии, просмотры
обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций,
решение ситуативных задач).
2. Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни
(сюжетные игры, игры – драматизации, просмотр DVD фильмов,
компьютерных презентаций, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио
сказок, экскурсии, акции).
3. Творческая деятельность.
Программа доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при
соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы
логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний,
необходимых для достижения поставленных целей и задач, для развития и
воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей
окружающего мира.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
является одной из эффективных форм воспитания и перевоспитания,
подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует
5

содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому
физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению
детей адекватному поведению.
Адресат: обучающие 6-10 лет.
Срок реализации: 1 год, 80 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу,
продолжительность занятий 40 мин.
Наполняемость группы: не более 20 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Цель программы: развитие у детей умения оценивать ситуации с точки
зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать.
Задачи программы:











Личностные:
способствовать развитию чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развить у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях;
научить умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам,
эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию
чувствам других людей;
способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения цели.
Предметные:
развить качества личности, необходимых для обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки,
явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях,
опираясь на знания, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
привить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду,
работе на результат.
6

Метапредметные:
развить качества личности, необходимых для обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки,
явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях,
опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное
отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности
окружающих;
развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
развить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду,
работе на результат.







Учебный план
№
п/
п
1

2

Наименование раздела,
темы
Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1: Что такое
безопасность
Беседа по ТБ
Раздел 2. Для чего нужны
правила дорожного
движения.
Тема 1: Как устроена дорога.
Участники дорожного
движения.

Количество часов
Формы
всего теория практика аттестации
/контроля
1
1
0
1
0
Опрос
Анкетирование
11

Тема 2: Движение пешеходов
по улице и дороге. Правила
перехода дороги 1нерегулируемые переходы;
2-регуруемые переходы;

7

5

6

1

1

1

1

творческая
работа: «Улицы
моего города».
Блиц – опрос,
загадки
Конкурс
рисунков
«Безопасный
пешеход!»
Викторина
«Красный,
жёлтый,
зелёный»

Тема 3: Мы пешеходы.
Движение пешеходов в
непогоду и темноте.

1

1

анализ ситуаций,
игра «Узнай
дорожный знак»,

Тема 4: Берегись автомобиля.
Виды транспорта.

1

1

Практическое
занятие по
изготовлению
светофора.
Тест «Дорожная
азбука»

1

Игра «Какой ты
пассажир?»
Изготовление
книжкисамоделки
«Правила
поведения на
железной
дороге»,
Видео вопросы
«ты мне – я
тебе»

Тема 5: Мы пассажиры.
Тема 6: Безопасность на
железной дороге

3

Раздел 3. Безопасность в
быту. Если вы остались
дома одни.
Тема 1: Огонь друг или враг.
Если пожар случился дома.

16

Тема 2. Как обращаться с
электроприборами. Техника
безопасности при
использовании
электроприборов

8

1

1

8

8

1

1

1

1

Практическое
занятие:
Сюжетно
ролевая игра
«Телефон
спасения»
проигрывание
ситуации:
«Вызов
пожарной
службы, скорой
помощи,
полиции».
Зарисовка
номеров «01»,
«02», «03»

4

Тема 3: Поплотнее кран
закрой – осторожен будь с
водой.
Тема4: Запомните деткитаблетки не конфетки.
Тема 5: Один дома

1

1

Загадки

1

1

Викторина

1

1

Тема 6: Правила поведения с
незнакомцами.

1

1

Тема 7: С другом мы идем
гулять

1

1

Тема 8: Правила поведения в
толпе.

1

1

Игра-ситуация
«Звонят в дверь».
Рисунок на тему
«Фото робот
опасного
человека»
Коллаж
«Каждый должен
знать, как на
улице гулять»
(коллективная
работа)
Обсуждение
видеоролика
«Правила
поведения в
толпе»

6
1

12
2

1

2

1

2

Раздел 4. Твоё здоровье
Тема 1: Почему мы болеем.
Прививки от болезней
Тема 2: Как уберечься от
порезов, ушибов, переломов

18

Тема 3: Уход за руками и
ногами. Забота о коже. Уход
за зубами

9

Викторина «Что
я знаю о себе»
Практические
занятия:
оказание первой
медицинской
помощи
Обсуждение
содержания
мультфильма
«Кругосветное
путешествие за
ослепительными
улыбками».
Практическое
упражнение в
правильной
технике чистки
зубов.

5

6

Тема 4: Не грызи ногти, не
ковыряй в носу. Инструктаж
«Как пользоваться
ножницами»
Тема 5: Как следует питаться

1

2

Игра «Хорошо
или плохо».

1

2

Тема 6: Спорт в жизни
людей. Физические
упражнения, их влияние на
физическое развитие и
физические качества.
Раздел 5. Безопасность в
природе
Тема1. Правила поведения в
лесу.

1

2

Викторина
«Четвертый
лишний».
Спортивные
эстафеты

6

7

1

1

Тема 2: Опасные растения и
грибы
Тема 3: Опасные насекомые

1

2

1

1

Тема 4: Правила поведения
на водоёмах.

1

1

Тема 5: Опасный лёд.
Опасность схода снега с
крыш.
Тема 6: Экологическая
безопасность.

1

1

1

1

3

3

1

1

Раздел 6.Безопасность в
Интернете
Тема1: Правила безопасного
поведения в интернете.
Мошенничество в сети
интернет. Компьютерные
вирусы

13

6

10

Игра «Аукцион
знаний»
Выпуск буклетов
Викторина «Мои
зелёные друзья?»
Групповые
соревнования
«Собери пазл»
Проигрывание
проблемной
ситуации
«Осторожно ,я
кусаюсь»
Обсуждение
опасных
ситуаций
Ребусы по
экологической
безопасности
Игра
«Безопасность в
интернете»

7.

Тема 2: Компьютер и
компьютерные игры

1

1

Тема 3: Компьютер и
здоровье

1

1

5

7

1

1

Тема 2: Что такое
психоактивное вещество.
Профилактика употребления
СПАЙСА.

1

1

Тема3: Ты и алкоголь.
Пивной алкоголизм

1

1

Раздел 7. Социальная
безопасность
Тема1: О вреде наркотиков.
Шаг в пропасть (наркотики).

12

Тема 4: Жизнь без
наркотиков и алкоголя

8.

9.

1

Тема 5: Профилактика
табакокурения.

1

1

Тема 6: Мы за здоровый
образ жизни

1

2

1
1

1
1

Раздел 8. Терроризм
Тема 1: Итоговое занятие

2

Раздел 9. Итоговое занятие
Тема 1: Итоговое занятие

1

Итого:

80
часов

1

11

35
часов

45часов

Тест на знания
правил
поведения в
интернете
Конкурс
буклетов
"Правила
поведения в сети
Интернет"
Выпуск листовок
«Нет
наркотикам»
Опрос
Конкурс
рисунков
«Скажем
наркотикам нет»
Выпуск плаката
«Жизнь без
алкоголя»
«Я умею
выбирать –
тренинг
безопасного
поведения».
Акция «Меняю
сигарету на
конфету»
Проект «Мы за
здоровый образ
жизни»
Анкета «Что я
знаю о
терроризме»
Квест-игра
«Азбука
безопасности»

Содержание учебного плана.
Раздел 1:Вводное занятие -1час.
Тема 1: Что такое безопасность . Беседа по ТБ -1час.
Теория: ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»; учить
предвидеть опасность, находить опасные предметы, учить правила безопасного
поведения.
Раздел 2: Для чего нужны правила дорожного движения. -11часов.
Тема 1: Как устроена дорога. Участники дорожного движения.-2часа.
Теория: Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и
водителю. Участники дорожного движения .
Практика: Экскурсия «Дорога в школу. Участники движения» . Творческая
работа «Улицы моего города»
Тема 2: Движение пешеходов по улице и дороге. Правила перехода дороги 1нерегулируемые переходы; 2-регуруемые переходы; - 2 часа.
Теория: Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения;
формировать представления школьников о безопасности дорожного движения
при передвижении по улицам и дорогам.
Практика: Игровая программа «Я шагая по улице». Дидактическая игра
«Подумай, отгадай»
Тема 3: Мы пешеходы. Движение пешеходов в непогоду и темноте.- 2 часа.
Теория: Изучить правила движения пешеходов по дороге и новые для детей
правила перехода улицы.
Практика: дидактическая игра «Это я, это все мои друзья». Творческая работа
«Дорожные знаки»
Тема 4: Берегись автомобиля. Виды транспорта.- 2 часа.
Теория: беседа о транспорте, что бывает наземный, водный, воздушный,
общественный, легковой, грузовой, специальный. Беседа о видах транспорта
и их назначении. Рассказ о правилах безопасности при перевозке людей
разными видами транспорта.
Практика: практическое занятие – рисуем транспорт нашего города, игра
«Берегись автомобиля»
Тема 5: Мы пассажиры. - 1 час.
Практика: Игра «Какой ты пассажир?»
Тема 6: Безопасность на железной дороге - 2 часа.
Теория: Осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил
безопасного поведения на железной дороге.
Практика: Изготовление книжки-самоделки «Правила поведения на железной
дороге»
Раздел 3: . Безопасность в быту. Если вы остались дома одни.- 16 часов.
Тема 1: Огонь друг или враг. Если пожар случился дома. - 2 часа.
12

Теория: Ознакомление детей с пользой или вредом, который может принести
человеку огонь; привитие навыков осторожного обращения с огнём;
соблюдения правил пожарной безопасности.
Практика: Сюжетно ролевая игра «Телефон спасения», Конкурс знатоков
правил пожарной безопасности.
Тема 2: Как обращаться с электроприборами. Техника безопасности при
использовании электроприборов - 2 часа.
Теория: познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире,
правилами пользования электрическими приборами.
Практика: сюжетно- ролевая игра «Телефон спасения», викторина «В мире
электроприборов»
Тема 3: Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.- 2 часа.
Теория: Учить бережно относиться к воде и экономить её. Познакомить с
соблюдением осторожного пользования водой в доме.
Практика: сценка, отгадывание загадок
Тема 4: Запомните детки-таблетки не конфетки.- 2 часа.
Теория: Формировать у детей привычку не пользоваться лекарствами и
витаминами без разрешения взрослых, формировать сознательное,
ответственное и бережное отношение к своей безопасности; уточнить
представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая
может от них исходить.
Практика: медицинский чемоданчик с набором лекарств и витаминов
Тема 5: Один дома.- 2 часа.
Теория: Активизировать внимание детей на возможности реальной опасности
пребывания дома без родителей.
Практика: Игра–ситуация: Звонят в дверь»
Тема 6: Правила поведения с незнакомцами.- 2 часа.
Теория: Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он
находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей
навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
Практика: Рисуем фоторобот опасного человека, Инсценировка стихотворения
М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее).
Тема 7: С другом мы идем гулять - 2 часа.
Теория: Формировать представление школьников о безопасности дорожного
движения при передвижении по улицам и дорогам.
Практика: экскурсия «Безопасный маршрут в школу», коллективный коллаж
«Каждый должен знать, как на улице гулять»
Тема 8: Правила поведения в толпе.- 2 часа.
Теория: ознакомить учащихся с информационными материалами,
объясняющими влияние толпы на человека; познакомить с разновидностями
толпы, воспитывать культуру общения; негативное отношение к толпе и всему,
что отсюда вытекает; формировать правила поведения в толпе.
Практика: Игра «Хорошо – плохо»
Раздел 4: Твоё здоровье - 18 часов.
13

Тема 1: Почему мы болеем. Прививки от болезней - 3 часа.
Теория: знакомство учащихся с правилами сохранения здоровья на основе их
информирования о проявлениях (симптомах) разных болезней, сформировать
правила поведения во время болезни, приемах и способах предупреждения и
лечения некоторых заболеваний.
Практика: викторина «Что я знаю о себе?»
Тема 2: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов - 3 часа.
Теория: Познакомить детей с различными видами травматизма и мерами их
предупреждения, с приемами оказания первой медицинской помощи при
травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть
опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности
окружающих.
Практика: практическое занятие оказание первой медицинской помощи
Тема 3: Уход за руками и ногами. Забота о коже. Уход за зубами - 3 часа.
Теория: Сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить
свое здоровье, соблюдая личную гигиену. Ознакомить с различными формами
гигиенических процедур. Раскрыть понятие «личная гигиена»
Практика: практическое занятие (уход за руками), Практическое задание
«Вредные советы»
Тема 4 : Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Инструктаж «Как пользоваться
ножницами»- 3 часа.
Теория: научить детей правильно относиться к себе и своему здоровью;
обогатить представления о здоровом образе жизни.
Практика: Конкурс рисунков «Правила личной гигиены»
Тема 5: Как следует питаться - 3 часа.
Теория: Познакомить школьников с правильным питанием. Формировать
потребность в здоровом образе жизни дать представление о вреде для здоровья,
наносимом фаст-фудом.
Практика: викторина «Четвертый лишний», выпуск буклета для родителей
«Правильное питание школьника»
Тема 6: Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие и физические качества.- 3 часа.
Теория: Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие и физические качества.
Практика: командные спортивные соревнования, «Веселые эстафеты»
Раздел 5: Безопасность в природе - 13 часов.
Тема1: Правила поведения в лесу. - 2часа.
Теория: формировать у детей представление о правилах безопасного
поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев
на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать
осторожность и аккуратность в поведении на воде, усвоить ряд правил
безопасного поведения в лесу; воспитывать чувство любви к природе и
бережное отношение к окружающему миру.
Практика: игра «Аукцион знаний», практические занятия «Собираемся в
14

поход», викторина «Лесной светофор»
Тема 2: Опасные растения и грибы - 3часа.
Теория: обобщение знаний о растениях, как лекарственных, так и ядовитых,
вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и
животных. Рассмотреть на конкретных примерах ядовитые растения, грибы,
ягоды, их токсическое действие на организм человека. Показать первую
доврачебную помощь и убедить в правильности слов: "Сомневаешься - не
бери"
Практика: коллективная работа «альбом» «Лекарственные и опасные
растения», викторина «Мои зеленые друзья»
Тема 3: Опасные насекомые - 2часа.
Теория: Рассмотреть на конкретных примерах ядовитые растения, грибы,
ягоды, их токсическое действие на организм человека. Показать первую
доврачебную помощь и убедить в правильности слов: "Сомневаешься - не
бери"
Практика: игра «Собери пазл»
Тема 4: Правила поведения на водоёмах.- 2часа.
Теория: Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах
Практика: игра «Осторожно я кусаюсь»
Тема 5: Опасный лёд. Опасность схода снега с крыш.- 2часа.
Теория: Предупреждение несчастных случаев и безопасного поведения детей
на водных объектах в зимний период. Знать правила, которые надо соблюдать.
Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде,
дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить
уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам
безопасности, уметь предвидеть опасность.
Практика: коллективная работа стенгазета «Правила поведения на водоемах
зимой». Игра «Сосулька»
Тема 6: Экологическая безопасность.- 2часа.
Теория: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по
отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся
Практика: экологический квест «Эко – ассорти», ребусы.

Раздел 6: Безопасность в Интернете - 6 часов.
Тема 1: Правила безопасного поведения в интернете. Мошенничество в сети
интернет. Компьютерные вирусы - 2часа.
Теория: обратить внимание и уберечь детей от интернет- зависимости.
познакомиться: с правилами ответственного и безопасного поведения в
современной информационной среде. Информирование учащихся о видах
информации, способной причинить вред здоровью и развитию школьников, а
15

также о негативных последствиях распространения такой информации;
обучение детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами
Интернет, профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и
игровой зависимости.
Практика: Квест «Безопасный интернет». Интерактивная викторина "Что я
знаю о безопасной работе в Интернете", выпуск памяток для школьников
«Безопасный интернет»
Тема 2: Компьютер и компьютерные игры - 2часа.
Теория: создание условий для формирования правильного отношения к
проблеме всеобщей увлеченности компьютерными играми.
Практика: совместная работа над презентацией «Компьютер и компьютерные
игры»
Тема 3: Компьютер и здоровье - 2часа.
Теория: Дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;
развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с
компьютером; научить понимать необходимость соблюдения правил при
пользовании компьютером.
Практика: выпуск буклета для школьников «Путешествие в страну
Безопасный интернет»
Раздел 7: Социальная безопасность - 12 часов.
Тема 1: О вреде наркотиков. Шаг в пропасть (наркотики).- 2часа.
Теория: Дать учащимся информацию об отрицательном действии, негативных
последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами;
развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления
наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе.
Практика: выпуск листовок «Нет наркотикам»,
Тема 2: Что такое психоактивное вещество. Профилактика употребления
СПАЙСА.- 2часа.
Теория: Воспитание нравственных качеств, стремление к здоровому образу
жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье
Практика: конкурс рисунков «Мы против наркотиков»
Тема 3: Ты и алкоголь. Пивной алкоголизм - 2часа.
Теория: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю,
расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание
здорового образа жизни.
Практика: выпуск плаката «Жизнь без алкоголя»
Тема 4: Жизнь без наркотиков и алкоголя -1час.
Практика: Акция «Мы за здоровый образ жизни»-выпуск стенгазеты
Тема 5: Профилактика табакокурения.- 2часа.
Теория: Дать знания о вреде, который наносит здоровью никотин. Развивать
самосознание, ответственное отношение к своему здоровью. Воспитывать
желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.
Практика: Акция «Меняю сигарету на конфету», Игра – викторина «Вы
16

рискуете…»
Тема 6: Мы за здоровый образ жизни - 3часа.
Теория: формирование убеждения о здоровом образе жизни
Практика: спортивные эстафеты, проект «Мы за здоровый образ жизни»
Раздел 8: Терроризм-2 часа
Тема 1: Терроризм - 2часа.
Теория: Показать обучающимся на примерах событий в мире, что такое
терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него
существуют; объяснить сущность терроризма; изучить правила поведения при
теракте. Формировать общественное сознание и гражданскую позицию
подрастающего поколения.
Практика: рисунки к теме «Мы против терроризма»
Раздел 9: Итоговое занятие - 1час.
Тема 1: Итоговое занятие - 1час.
Практика: Квест–игра «Азбука безопасности»

17

Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:


развиты чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
 развиты навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях;
 сформированы умения работать в команде, уважительное отношение к
товарищам, эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей;
 развита коллективное сотрудничество для достижения цели.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
 развиты качества личности, необходимые для обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 сформированы следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки,
явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях,
опираясь на знания, делать выбор, как поступить;
 развиты ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
 развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
 сформированы интерес к проектной деятельности, мотивировация к
творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
 развиты качества личности, необходимых для обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 сформированы следующие умения: оценивать жизненные ситуации
(поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных
ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать
ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих;
 развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
 развиты интерес к проектной деятельности, мотивация к творческому
труду, работе на результат.
18

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
стартовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного
года
31.06.

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
40

80

Режим
занятий
2 раза в
неделю по
1 часу

Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей,
целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Занятия в объединении «Азбука безопасности» проводит педагог
дополнительного образования Турова Жанна Жанситовна.














Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
учебный кабинет;
столы, стулья;
информационные стенды;
персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные
выходом в Интернет;
мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки);
подручный материал для создания прототипов пространств;
тренажёр-манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации;
тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из
верхних дыхательных путей;
набор имитаторов травм и поражений;
шина лестничная;
воротник шейный;
табельные средства для оказания первой медицинской помощи; коврик для
проведения сердечно-лёгочной реанимации, аптечка медицинская.
19

Методы работы
В процессе реализации программы используются
разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ,
беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение,
практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый,
ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
№ Методы
и приемы
п/
п
1 Словесный
метод
беседа,
описание,
разъяснени
е,
рассужден
ие.

Раздел
(тема
учебного
плана)
Раздел 1.
Вводное
занятие.

Форма занятия

Методические
пособия, ЭОР

Беседа.
Экскурсия «Дорога
в школу. Участники
движения»

Т.В. Фролова
Опрос,
Программа «В
Анкетирован
жизнь по
ие
безопасной
дороге» 1-6
классы.
Профилактика
детского дорожно
– транспортного
травматизма.

2

Раздел 2.
Для чего
нужны
правила
дорожног
о
движения
.

Объяснение
Тематические
материала,
презентации
творческие задания,
самостоятельная
работа,
работа с книгой

3

Объясните
льно иллюстрат
ивный
метод
(восприяти
еи
усвоение
готовой
информаци
и.
Объясните
льно иллюстрат
ивный
метод
(восприяти
еи

Раздел 3. Практические
Безопасно занятия
сть в
тематические игры
быту.
Если вы
остались
дома
20

Мультипликацио
нные уроки
осторожности
(основы
безопасности
жизни для детей)

Формы
контроля

Творческая
работа,
анализ
ситуаций,
конкурс
рисунков.

Сюжетноролевая
игра,
загадки,
викторины.

4

5

6

7

усвоение
одни.
готовой
информаци
и.
Раздел 4.
Твоё
здоровье

Наглядный
метод
(работа с
книгой,
показ
видеоматер
иала,
иллюстрац
ий,
наглядных
пособий,
наблюдени
е)
Объясните
льно иллюстрат
ивный
метод
(восприяти
еи
усвоение
готовой
информаци
и.
Практичес
кий метод

С.Зарин

беседы
игры-викторины
практические
занятия

Тематические
презентации

Викторина,
сказка,
спортивные
эстафеты,
Изготовлени
е буклетов
по теме
«ЗОЖ»
викторина
«Мои
зеленые
друзья»,
групповые
соревновани
я,
проигрывани
е опасных
ситуаций

Раздел 5. экскурсия
Безопасно
сть в
природе

Мультипликацио
нные уроки
осторожности
Тетушки Совы

Раздел 6. творческие задания
Безопасно
сть в
Интернет
е

Анкета для
учащихся
Безопасность и
Интернет

Анкетирован
ие,
выпуск
памяток для
школьников
«Безопасный
интернет»

Раздел 7. практические
Социальн занятия
ая
безопасно
сть

Тематические
презентации

выпуск
листовок
«Нет
наркотикам»
, Акция
«Меняю
сигарету на
конфету»,

21

8

9

Объясните
льно иллюстрат
ивный
метод
(восприяти
еи
усвоение
готовой
информаци
и.
Практичес
кий метод

Раздел 8.
Террориз
м

Показ
видеоматериалов.
Показ
иллюстраций

Улица полна
неожиданностей
ООО
«Видеостудия
КВАРТ

Выставка
рисунков

Раздел 9.
Итоговое
занятие

зачетные занятия

А.М. Прихожан,
Н.Н. Толстых
Уроки Как не
попасть в
неприятную
ситуацию

Квест - игра

Формы аттестации / контроля
Формы аттестации:

Тестовые, контрольные задания (устный опрос, анкеты, тестирование),

создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки
и т.п.),

организация квестов, соревнований, викторины.

выполнение творческой работы
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Оценочные материалы

тесты;

карточки-задания;

карты (индивидуальные, диагностические).

Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
(Критерии оценок)
Уровень освоения программы:
Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу)
Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени)
Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу)
22

Список литературы для педагогов
1. Т.В. Фролова Программа «В жизнь по безопасной дороге» 1-6 классы.
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
2. Возрастные особенности 6-8 лет взяты с сайта
http://kizlyr11.dagschool.com/_http_schools/1749/kizlyr11/admin/ckfinder/
core/connector/php/connector.phpfck_user_files/files/
%20%20%2011%20%2014%20.doc
3. .И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга дидактические сказки о безопасности.
4. Саулина Т.Ф. « Три сигнала светофора». М.,2009.
5.Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности». – М., 1999.
6.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
Список литературы для обучающихся
1.
Громилина Л. В. анкета для родителей Безопасность и Интернет
2.
Васюнкова Н.М. Анкеты для родителей "Безопасность
жизнедеятельности дошкольников"
3.
Анкета для родителей «Безопасность вашего ребёнка»
4.
Литературные произведения: Сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар»,
5.
Пермяк Е. «Как Огонь Воду замуж взял»;
6.
Толстой Л. «Пожарные собаки»;
7.
Михалков С. «Дядя Степа»;
8.
Андерсен Г.-Х. «Сказка про спички»;
9.
Нуждина Т. «История спички»;
10. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка».
11. Житков Б. «Пожар».
12. Хоринская Е. «Спичка-невеличка»;
13. Кривич М. «Где работает огонь»;
Интернет-ресурсы:
Иностранные 1. NFPA Kids - URL: http://www.sparky.org/
2. Rescue Fire safety for kids - URL: http://www.firesafetyforkids.org
3. SmokeyBear - URL: https://smokeybear.com/en
Отечественные
4. ПДД 2018 онлайн России [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pddrussia.com/ - Название с экрана. – Рус. яз.
5. Для населения [Электронные ресурсы] / МЧС России – Режим доступа:
http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual
6. «Спас – экстрим» - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru/
7. Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/
8. Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя - Режим доступа:
http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».