1 Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Мир ребенка - это особый не с чем несравнимый, неповторимый мир. И наиболее уязвимым в этом мире становится ребёнок. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, оснащением жилища людей техникой. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом различных угроз. Сложившееся положение требует от нас взрослых новых форм и методов работы среди детей и подростков. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука безопасности" реализуется в центре образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Направленность: социально – гуманитарная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование». 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной 2 организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 10.Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». 12.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 13.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 14.Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 15.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 16.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 3 20.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 21.Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 22.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 23.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 24.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 25.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 26.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 27.Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 28.Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». 29.Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 30.Устав школы. Актуальность программы в том, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Программа ориентирована на формирование навыков детей по обеспечению личной безопасности, осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей, способствует развитию личностных качеств, а также приобретению детьми определенного навыка безопасного поведения. Программа направлена на: 4 – создание условий для развития ребенка; – обеспечение эмоционального благополучия ребенка; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – профилактику асоциального поведения; – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, – укрепление психического и физического здоровья; – взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Новизна программы заключается в том, что она направлена на идею сочетания оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания. Расширяются знания воспитанников о здоровом образе жизни, они обучаются приемам по профилактике заболеваний, в том числе простудных и вирусных. Расширяются знания и навыки воспитанников области гигиены и ухода за собой, приёмы по предупреждению детского травматизма. Значительное внимание уделяется профилактике вредных привычек. В основе программы лежит педагогический подход, который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, DVD уроков, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Отличительные особенности программы предусматривают работу в трех направлениях: 1. Обучение теоретическим знаниям (прогулки, экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач). 2. Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (сюжетные игры, игры – драматизации, просмотр DVD фильмов, компьютерных презентаций, просмотр мультфильмов, прослушивание аудио сказок, экскурсии, акции). 3. Творческая деятельность. Программа доступна в усвоении для данных категорий детей и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и в целом представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных целей и задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания и перевоспитания, подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует 5 содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению. Адресат: обучающие 6-10 лет. Срок реализации: 1 год, 80 часов. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительность занятий 40 мин. Наполняемость группы: не более 20 человек Форма обучения: очная Формы занятий: индивидуальная, групповая. Цель программы: развитие у детей умения оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Задачи программы: Личностные: способствовать развитию чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развить у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях; научить умению работать в команде, уважительному отношению к товарищам, эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей; способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения цели. Предметные: развить качества личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; привить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду, работе на результат. 6 Метапредметные: развить качества личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; формировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; развить интерес к проектной деятельности, мотивировать к творческому труду, работе на результат. Учебный план № п/ п 1 2 Наименование раздела, темы Раздел 1. Вводное занятие Тема 1: Что такое безопасность Беседа по ТБ Раздел 2. Для чего нужны правила дорожного движения. Тема 1: Как устроена дорога. Участники дорожного движения. Количество часов Формы всего теория практика аттестации /контроля 1 1 0 1 0 Опрос Анкетирование 11 Тема 2: Движение пешеходов по улице и дороге. Правила перехода дороги 1нерегулируемые переходы; 2-регуруемые переходы; 7 5 6 1 1 1 1 творческая работа: «Улицы моего города». Блиц – опрос, загадки Конкурс рисунков «Безопасный пешеход!» Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» Тема 3: Мы пешеходы. Движение пешеходов в непогоду и темноте. 1 1 анализ ситуаций, игра «Узнай дорожный знак», Тема 4: Берегись автомобиля. Виды транспорта. 1 1 Практическое занятие по изготовлению светофора. Тест «Дорожная азбука» 1 Игра «Какой ты пассажир?» Изготовление книжкисамоделки «Правила поведения на железной дороге», Видео вопросы «ты мне – я тебе» Тема 5: Мы пассажиры. Тема 6: Безопасность на железной дороге 3 Раздел 3. Безопасность в быту. Если вы остались дома одни. Тема 1: Огонь друг или враг. Если пожар случился дома. 16 Тема 2. Как обращаться с электроприборами. Техника безопасности при использовании электроприборов 8 1 1 8 8 1 1 1 1 Практическое занятие: Сюжетно ролевая игра «Телефон спасения» проигрывание ситуации: «Вызов пожарной службы, скорой помощи, полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03» 4 Тема 3: Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой. Тема4: Запомните деткитаблетки не конфетки. Тема 5: Один дома 1 1 Загадки 1 1 Викторина 1 1 Тема 6: Правила поведения с незнакомцами. 1 1 Тема 7: С другом мы идем гулять 1 1 Тема 8: Правила поведения в толпе. 1 1 Игра-ситуация «Звонят в дверь». Рисунок на тему «Фото робот опасного человека» Коллаж «Каждый должен знать, как на улице гулять» (коллективная работа) Обсуждение видеоролика «Правила поведения в толпе» 6 1 12 2 1 2 1 2 Раздел 4. Твоё здоровье Тема 1: Почему мы болеем. Прививки от болезней Тема 2: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов 18 Тема 3: Уход за руками и ногами. Забота о коже. Уход за зубами 9 Викторина «Что я знаю о себе» Практические занятия: оказание первой медицинской помощи Обсуждение содержания мультфильма «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками». Практическое упражнение в правильной технике чистки зубов. 5 6 Тема 4: Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Инструктаж «Как пользоваться ножницами» Тема 5: Как следует питаться 1 2 Игра «Хорошо или плохо». 1 2 Тема 6: Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества. Раздел 5. Безопасность в природе Тема1. Правила поведения в лесу. 1 2 Викторина «Четвертый лишний». Спортивные эстафеты 6 7 1 1 Тема 2: Опасные растения и грибы Тема 3: Опасные насекомые 1 2 1 1 Тема 4: Правила поведения на водоёмах. 1 1 Тема 5: Опасный лёд. Опасность схода снега с крыш. Тема 6: Экологическая безопасность. 1 1 1 1 3 3 1 1 Раздел 6.Безопасность в Интернете Тема1: Правила безопасного поведения в интернете. Мошенничество в сети интернет. Компьютерные вирусы 13 6 10 Игра «Аукцион знаний» Выпуск буклетов Викторина «Мои зелёные друзья?» Групповые соревнования «Собери пазл» Проигрывание проблемной ситуации «Осторожно ,я кусаюсь» Обсуждение опасных ситуаций Ребусы по экологической безопасности Игра «Безопасность в интернете» 7. Тема 2: Компьютер и компьютерные игры 1 1 Тема 3: Компьютер и здоровье 1 1 5 7 1 1 Тема 2: Что такое психоактивное вещество. Профилактика употребления СПАЙСА. 1 1 Тема3: Ты и алкоголь. Пивной алкоголизм 1 1 Раздел 7. Социальная безопасность Тема1: О вреде наркотиков. Шаг в пропасть (наркотики). 12 Тема 4: Жизнь без наркотиков и алкоголя 8. 9. 1 Тема 5: Профилактика табакокурения. 1 1 Тема 6: Мы за здоровый образ жизни 1 2 1 1 1 1 Раздел 8. Терроризм Тема 1: Итоговое занятие 2 Раздел 9. Итоговое занятие Тема 1: Итоговое занятие 1 Итого: 80 часов 1 11 35 часов 45часов Тест на знания правил поведения в интернете Конкурс буклетов "Правила поведения в сети Интернет" Выпуск листовок «Нет наркотикам» Опрос Конкурс рисунков «Скажем наркотикам нет» Выпуск плаката «Жизнь без алкоголя» «Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения». Акция «Меняю сигарету на конфету» Проект «Мы за здоровый образ жизни» Анкета «Что я знаю о терроризме» Квест-игра «Азбука безопасности» Содержание учебного плана. Раздел 1:Вводное занятие -1час. Тема 1: Что такое безопасность . Беседа по ТБ -1час. Теория: ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»; учить предвидеть опасность, находить опасные предметы, учить правила безопасного поведения. Раздел 2: Для чего нужны правила дорожного движения. -11часов. Тема 1: Как устроена дорога. Участники дорожного движения.-2часа. Теория: Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и водителю. Участники дорожного движения . Практика: Экскурсия «Дорога в школу. Участники движения» . Творческая работа «Улицы моего города» Тема 2: Движение пешеходов по улице и дороге. Правила перехода дороги 1нерегулируемые переходы; 2-регуруемые переходы; - 2 часа. Теория: Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Практика: Игровая программа «Я шагая по улице». Дидактическая игра «Подумай, отгадай» Тема 3: Мы пешеходы. Движение пешеходов в непогоду и темноте.- 2 часа. Теория: Изучить правила движения пешеходов по дороге и новые для детей правила перехода улицы. Практика: дидактическая игра «Это я, это все мои друзья». Творческая работа «Дорожные знаки» Тема 4: Берегись автомобиля. Виды транспорта.- 2 часа. Теория: беседа о транспорте, что бывает наземный, водный, воздушный, общественный, легковой, грузовой, специальный. Беседа о видах транспорта и их назначении. Рассказ о правилах безопасности при перевозке людей разными видами транспорта. Практика: практическое занятие – рисуем транспорт нашего города, игра «Берегись автомобиля» Тема 5: Мы пассажиры. - 1 час. Практика: Игра «Какой ты пассажир?» Тема 6: Безопасность на железной дороге - 2 часа. Теория: Осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге. Практика: Изготовление книжки-самоделки «Правила поведения на железной дороге» Раздел 3: . Безопасность в быту. Если вы остались дома одни.- 16 часов. Тема 1: Огонь друг или враг. Если пожар случился дома. - 2 часа. 12 Теория: Ознакомление детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь; привитие навыков осторожного обращения с огнём; соблюдения правил пожарной безопасности. Практика: Сюжетно ролевая игра «Телефон спасения», Конкурс знатоков правил пожарной безопасности. Тема 2: Как обращаться с электроприборами. Техника безопасности при использовании электроприборов - 2 часа. Теория: познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, правилами пользования электрическими приборами. Практика: сюжетно- ролевая игра «Телефон спасения», викторина «В мире электроприборов» Тема 3: Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.- 2 часа. Теория: Учить бережно относиться к воде и экономить её. Познакомить с соблюдением осторожного пользования водой в доме. Практика: сценка, отгадывание загадок Тема 4: Запомните детки-таблетки не конфетки.- 2 часа. Теория: Формировать у детей привычку не пользоваться лекарствами и витаминами без разрешения взрослых, формировать сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности; уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить. Практика: медицинский чемоданчик с набором лекарств и витаминов Тема 5: Один дома.- 2 часа. Теория: Активизировать внимание детей на возможности реальной опасности пребывания дома без родителей. Практика: Игра–ситуация: Звонят в дверь» Тема 6: Правила поведения с незнакомцами.- 2 часа. Теория: Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми. Практика: Рисуем фоторобот опасного человека, Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее). Тема 7: С другом мы идем гулять - 2 часа. Теория: Формировать представление школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Практика: экскурсия «Безопасный маршрут в школу», коллективный коллаж «Каждый должен знать, как на улице гулять» Тема 8: Правила поведения в толпе.- 2 часа. Теория: ознакомить учащихся с информационными материалами, объясняющими влияние толпы на человека; познакомить с разновидностями толпы, воспитывать культуру общения; негативное отношение к толпе и всему, что отсюда вытекает; формировать правила поведения в толпе. Практика: Игра «Хорошо – плохо» Раздел 4: Твоё здоровье - 18 часов. 13 Тема 1: Почему мы болеем. Прививки от болезней - 3 часа. Теория: знакомство учащихся с правилами сохранения здоровья на основе их информирования о проявлениях (симптомах) разных болезней, сформировать правила поведения во время болезни, приемах и способах предупреждения и лечения некоторых заболеваний. Практика: викторина «Что я знаю о себе?» Тема 2: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов - 3 часа. Теория: Познакомить детей с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Практика: практическое занятие оказание первой медицинской помощи Тема 3: Уход за руками и ногами. Забота о коже. Уход за зубами - 3 часа. Теория: Сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену. Ознакомить с различными формами гигиенических процедур. Раскрыть понятие «личная гигиена» Практика: практическое занятие (уход за руками), Практическое задание «Вредные советы» Тема 4 : Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Инструктаж «Как пользоваться ножницами»- 3 часа. Теория: научить детей правильно относиться к себе и своему здоровью; обогатить представления о здоровом образе жизни. Практика: Конкурс рисунков «Правила личной гигиены» Тема 5: Как следует питаться - 3 часа. Теория: Познакомить школьников с правильным питанием. Формировать потребность в здоровом образе жизни дать представление о вреде для здоровья, наносимом фаст-фудом. Практика: викторина «Четвертый лишний», выпуск буклета для родителей «Правильное питание школьника» Тема 6: Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.- 3 часа. Теория: Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества. Практика: командные спортивные соревнования, «Веселые эстафеты» Раздел 5: Безопасность в природе - 13 часов. Тема1: Правила поведения в лесу. - 2часа. Теория: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в теплое время года, раскрыть причины несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности, воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде, усвоить ряд правил безопасного поведения в лесу; воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру. Практика: игра «Аукцион знаний», практические занятия «Собираемся в 14 поход», викторина «Лесной светофор» Тема 2: Опасные растения и грибы - 3часа. Теория: обобщение знаний о растениях, как лекарственных, так и ядовитых, вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных. Рассмотреть на конкретных примерах ядовитые растения, грибы, ягоды, их токсическое действие на организм человека. Показать первую доврачебную помощь и убедить в правильности слов: "Сомневаешься - не бери" Практика: коллективная работа «альбом» «Лекарственные и опасные растения», викторина «Мои зеленые друзья» Тема 3: Опасные насекомые - 2часа. Теория: Рассмотреть на конкретных примерах ядовитые растения, грибы, ягоды, их токсическое действие на организм человека. Показать первую доврачебную помощь и убедить в правильности слов: "Сомневаешься - не бери" Практика: игра «Собери пазл» Тема 4: Правила поведения на водоёмах.- 2часа. Теория: Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах Практика: игра «Осторожно я кусаюсь» Тема 5: Опасный лёд. Опасность схода снега с крыш.- 2часа. Теория: Предупреждение несчастных случаев и безопасного поведения детей на водных объектах в зимний период. Знать правила, которые надо соблюдать. Познакомить обучающихся с правилами безопасного поведения при гололеде, дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. Практика: коллективная работа стенгазета «Правила поведения на водоемах зимой». Игра «Сосулька» Тема 6: Экологическая безопасность.- 2часа. Теория: Формирование экологических знаний, активной, гуманной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся Практика: экологический квест «Эко – ассорти», ребусы. Раздел 6: Безопасность в Интернете - 6 часов. Тема 1: Правила безопасного поведения в интернете. Мошенничество в сети интернет. Компьютерные вирусы - 2часа. Теория: обратить внимание и уберечь детей от интернет- зависимости. познакомиться: с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде. Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию школьников, а 15 также о негативных последствиях распространения такой информации; обучение детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет, профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и игровой зависимости. Практика: Квест «Безопасный интернет». Интерактивная викторина "Что я знаю о безопасной работе в Интернете", выпуск памяток для школьников «Безопасный интернет» Тема 2: Компьютер и компьютерные игры - 2часа. Теория: создание условий для формирования правильного отношения к проблеме всеобщей увлеченности компьютерными играми. Практика: совместная работа над презентацией «Компьютер и компьютерные игры» Тема 3: Компьютер и здоровье - 2часа. Теория: Дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека; развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером; научить понимать необходимость соблюдения правил при пользовании компьютером. Практика: выпуск буклета для школьников «Путешествие в страну Безопасный интернет» Раздел 7: Социальная безопасность - 12 часов. Тема 1: О вреде наркотиков. Шаг в пропасть (наркотики).- 2часа. Теория: Дать учащимся информацию об отрицательном действии, негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами; развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе. Практика: выпуск листовок «Нет наркотикам», Тема 2: Что такое психоактивное вещество. Профилактика употребления СПАЙСА.- 2часа. Теория: Воспитание нравственных качеств, стремление к здоровому образу жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье Практика: конкурс рисунков «Мы против наркотиков» Тема 3: Ты и алкоголь. Пивной алкоголизм - 2часа. Теория: формирование устойчивого негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма, воспитание здорового образа жизни. Практика: выпуск плаката «Жизнь без алкоголя» Тема 4: Жизнь без наркотиков и алкоголя -1час. Практика: Акция «Мы за здоровый образ жизни»-выпуск стенгазеты Тема 5: Профилактика табакокурения.- 2часа. Теория: Дать знания о вреде, который наносит здоровью никотин. Развивать самосознание, ответственное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье. Практика: Акция «Меняю сигарету на конфету», Игра – викторина «Вы 16 рискуете…» Тема 6: Мы за здоровый образ жизни - 3часа. Теория: формирование убеждения о здоровом образе жизни Практика: спортивные эстафеты, проект «Мы за здоровый образ жизни» Раздел 8: Терроризм-2 часа Тема 1: Терроризм - 2часа. Теория: Показать обучающимся на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют; объяснить сущность терроризма; изучить правила поведения при теракте. Формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения. Практика: рисунки к теме «Мы против терроризма» Раздел 9: Итоговое занятие - 1час. Тема 1: Итоговое занятие - 1час. Практика: Квест–игра «Азбука безопасности» 17 Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет / будут: развиты чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развиты навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях; сформированы умения работать в команде, уважительное отношение к товарищам, эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развита коллективное сотрудничество для достижения цели. Предметные: У обучающихся будет / будут: развиты качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; сформированы следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; развиты ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; сформированы интерес к проектной деятельности, мотивировация к творческому труду, работе на результат. Метапредметные: У обучающихся будет / будут: развиты качества личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; сформированы следующие умения: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; развиты интерес к проектной деятельности, мотивация к творческому труду, работе на результат. 18 Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения стартовый Дата начала учебного года 01.09. Дата окончания учебного года 31.06. Количество Количество учебных учебных недель часов в год 40 80 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу Условия реализации Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Занятия в объединении «Азбука безопасности» проводит педагог дополнительного образования Турова Жанна Жанситовна. Материально-техническое обеспечение При реализации программы используется следующее оборудование: учебный кабинет; столы, стулья; информационные стенды; персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет; мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки); подручный материал для создания прототипов пространств; тренажёр-манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации; тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; набор имитаторов травм и поражений; шина лестничная; воротник шейный; табельные средства для оказания первой медицинской помощи; коврик для проведения сердечно-лёгочной реанимации, аптечка медицинская. 19 Методы работы В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый, ситуационный, экскурсии. Учебно-методическое и информационное обеспечение № Методы и приемы п/ п 1 Словесный метод беседа, описание, разъяснени е, рассужден ие. Раздел (тема учебного плана) Раздел 1. Вводное занятие. Форма занятия Методические пособия, ЭОР Беседа. Экскурсия «Дорога в школу. Участники движения» Т.В. Фролова Опрос, Программа «В Анкетирован жизнь по ие безопасной дороге» 1-6 классы. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. 2 Раздел 2. Для чего нужны правила дорожног о движения . Объяснение Тематические материала, презентации творческие задания, самостоятельная работа, работа с книгой 3 Объясните льно иллюстрат ивный метод (восприяти еи усвоение готовой информаци и. Объясните льно иллюстрат ивный метод (восприяти еи Раздел 3. Практические Безопасно занятия сть в тематические игры быту. Если вы остались дома 20 Мультипликацио нные уроки осторожности (основы безопасности жизни для детей) Формы контроля Творческая работа, анализ ситуаций, конкурс рисунков. Сюжетноролевая игра, загадки, викторины. 4 5 6 7 усвоение одни. готовой информаци и. Раздел 4. Твоё здоровье Наглядный метод (работа с книгой, показ видеоматер иала, иллюстрац ий, наглядных пособий, наблюдени е) Объясните льно иллюстрат ивный метод (восприяти еи усвоение готовой информаци и. Практичес кий метод С.Зарин беседы игры-викторины практические занятия Тематические презентации Викторина, сказка, спортивные эстафеты, Изготовлени е буклетов по теме «ЗОЖ» викторина «Мои зеленые друзья», групповые соревновани я, проигрывани е опасных ситуаций Раздел 5. экскурсия Безопасно сть в природе Мультипликацио нные уроки осторожности Тетушки Совы Раздел 6. творческие задания Безопасно сть в Интернет е Анкета для учащихся Безопасность и Интернет Анкетирован ие, выпуск памяток для школьников «Безопасный интернет» Раздел 7. практические Социальн занятия ая безопасно сть Тематические презентации выпуск листовок «Нет наркотикам» , Акция «Меняю сигарету на конфету», 21 8 9 Объясните льно иллюстрат ивный метод (восприяти еи усвоение готовой информаци и. Практичес кий метод Раздел 8. Террориз м Показ видеоматериалов. Показ иллюстраций Улица полна неожиданностей ООО «Видеостудия КВАРТ Выставка рисунков Раздел 9. Итоговое занятие зачетные занятия А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Уроки Как не попасть в неприятную ситуацию Квест - игра Формы аттестации / контроля Формы аттестации: Тестовые, контрольные задания (устный опрос, анкеты, тестирование), создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.), организация квестов, соревнований, викторины. выполнение творческой работы Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики. Оценочные материалы тесты; карточки-задания; карты (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). (Критерии оценок) Уровень освоения программы: Высокий уровень - от 10-12 баллов (освоил программу) Средний уровень – от 6-9 (освоил программу в необходимой степени) Низкий уровень – ниже 6 баллов (не освоил программу) 22 Список литературы для педагогов 1. Т.В. Фролова Программа «В жизнь по безопасной дороге» 1-6 классы. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. 2. Возрастные особенности 6-8 лет взяты с сайта http://kizlyr11.dagschool.com/_http_schools/1749/kizlyr11/admin/ckfinder/ core/connector/php/connector.phpfck_user_files/files/ %20%20%2011%20%2014%20.doc 3. .И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга дидактические сказки о безопасности. 4. Саулина Т.Ф. « Три сигнала светофора». М.,2009. 5.Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности». – М., 1999. 6.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997. Список литературы для обучающихся 1. Громилина Л. В. анкета для родителей Безопасность и Интернет 2. Васюнкова Н.М. Анкеты для родителей "Безопасность жизнедеятельности дошкольников" 3. Анкета для родителей «Безопасность вашего ребёнка» 4. Литературные произведения: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», 5. Пермяк Е. «Как Огонь Воду замуж взял»; 6. Толстой Л. «Пожарные собаки»; 7. Михалков С. «Дядя Степа»; 8. Андерсен Г.-Х. «Сказка про спички»; 9. Нуждина Т. «История спички»; 10. Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». 11. Житков Б. «Пожар». 12. Хоринская Е. «Спичка-невеличка»; 13. Кривич М. «Где работает огонь»; Интернет-ресурсы: Иностранные 1. NFPA Kids - URL: http://www.sparky.org/ 2. Rescue Fire safety for kids - URL: http://www.firesafetyforkids.org 3. SmokeyBear - URL: https://smokeybear.com/en Отечественные 4. ПДД 2018 онлайн России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pddrussia.com/ - Название с экрана. – Рус. яз. 5. Для населения [Электронные ресурсы] / МЧС России – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/individual 6. «Спас – экстрим» - Режим доступа http://www.spas-extreme.ru/ 7. Азбука безопасности - Режим доступа: http://azbukabezopasnosty.ru/ 8. Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя - Режим доступа: http://www.zanimatika.narod.ru/OBJ3.htm 23