ДООП ШАХМАТЫ

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Шахматы с каждым годом пользуются всѐ большей популярностью и
являются прекрасным средством самовыражения. Благодаря этой чудесной игре у
ребят есть возможность реализовать себя, быть творческой личностью, общаться с
людьми. Шахматы несут в себе соревновательную форму двух личностей. Занятия
шахматами, а особенно участие в соревнованиях, непосредственным образом
влияют на формирование характера, ибо в процессе борьбы необходимы такие
качества, как воля, стойкость, активность и целеустремленность, вера в конечный
успех. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» представляет собой систему развития, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности,
развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные
интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального
развития детей, адаптации к жизни.
Направленность программы – физкультурно-спортивная
Уровень программы – базовый
Вид программы: Модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
10.Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке

определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей».
13.Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об
утверждении
примерной
формы
договора
об
образовании
по
дополнительным общеобразовательным программам».
15.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
16.Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
17.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242
«О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
независимой
оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).
19.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учѐтом их особых
образовательных потребностей»).
20.Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»).
21.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».

23.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре
официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
24.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25.Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
26.Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27.Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в КБР».
28.Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые и модульные)».
29.Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ».
30.Устав школы.
Актуальность
программы.
Актуальность
обучения
шахматам
неоднократно отмечалась 12-м чемпионом мира А.Е. Карповым и многими
педагогами и психологами. Шахматы оказывают благотворное, формирующее
влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых
различных областях профессиональной деятельности. Это целеустремленность,
воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.
Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение
приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме
информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании
логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную
роль. Включение шахмат Актуальность в систему образования способствует
повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения
концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени.
Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации,
возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только
к учебному, но и воспитательному фактору. Поэтому настоящая программа
помимо узко - специальных задач учитывает именно эти возможности обучения
игре в шахматы.
Новизна программы. В настоящее время стандартов обучения шахматам для
образовательных учреждений дополнительного образования пока нет. Настоящая
программа по шахматам является модифицированной (адаптированной), она
изменена с учѐтом особенностей организации занятий, режима учебно-

тренировочной работы. Программа предназначена для организации и
планирования учебно-тренировочной работы по годам обучения. Изложенный в
программе материал объединѐн в целостную систему многолетней спортивной
подготовки.
Отличительные особенности программы. Предлагаемая программа
складывается из двух этапов:
1.
Этап начального обучения.
Этот этап рассчитан на 2 года обучения: для групп начальной подготовки. В
итоге учащиеся должны получить представление об основных правилах игры,
познакомиться с историей возникновения и развития шахмат, с выдающимися
шахматистами разного времени. После окончания начального этапа обучения дети
должны знать: принципы игры в дебюте, основные тактические приѐмы,
некоторые шахматные термины (дебют, эндшпиль и т.д.). В процессе обучения
используются различные формы и методы подачи материала:
1) шахматные занятия;
2) игровая деятельность;
3) индивидуальные занятия.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приѐма
обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Не менее 65% занимающихся детей должны выполнить
норматив третьего разряда
2.
Этап подготовки шахматистов 2-1 разрядов.
Целью следующего этапа, рассчитанного на 2 года, является повышение
спортивного мастерства учащихся до уровня 2-1 спортивного разряда и
выполнение нормы КМС. По сравнению с предыдущими этапами обучения
увеличивается роль самостоятельной и индивидуальной работы. Прививаются
навыки работы со специальной литературой. Усложняется качество излагаемого
материала. Увеличивается нагрузка. Добавляются следующие новые формы и
методы работы с учащимися:
1. изучение стратегии шахмат;
2. изучение сложных окончаний;
3.изучение дебютов;
4. изучение истории развития шахмат, знакомство с сильнейшими шахматистами разных столетий;
5. конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
6. участие в ответственных личных и командных соревнованиях;
7. использование компьютеров.
В процессе формирования игровых навыков, решение тактических позиций
дополняется заданиями логического характера, нацеливающими детей на анализ
ситуации, логические размышления и выяснение причинно-следственных связей,
способствующих возникновению той или иной позиции или игровой ситуации.
Решение комбинаций, этюдов и задач способствует усилению концентрации
внимания, так как требуется быстрый и точный расчѐт вариантов и важно не
пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
программы направлена на гармоничное развитие личности обучающихся, когда

развивая свои способности могут самостоятельно мыслить, творить, фантазировать, повышать свой культурный уровень, шахматное мышление, ощущать
потребность в приобретаемых умениях и знаниях.
Адресат программы: обучающиеся 5-18 лет.
Срок реализации: 2 года, 240 часа
1-ый год обучения - 120 часов
2-ой год обучения - 120 часов
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому
часу с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий - 40 минут.
Наполняемость группы:
1- год обучения - не более 20 человек
2- год обучения - не более 20 человек
Форма обучения: очная.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Цель и задачи программы первого года обучения
Цель программы: : организация полноценного досуга обучающихся
через обучение игре в шахматы.
Задачи программы первого года обучения:
Личностные:

сформировать мотивацию к творческому труду, работе на результат;

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

развивать этические чувства, доброжелательность, эмоционально –
нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;

сформировать эстетические потребности и ценности;

развивать самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Предметные:

развивать навыки понимания информации, представленную в виде
текста, рисунков, схем;

сформировать знания о шахматных терминах: дебюте, миттельшпиле,
эндшпиле, темпе;
оппозиция, ключевые поля;

развивать умение применять тактические приемы, находить
тактические удары и проводить комбинации;

развивать навыки грамотного расположения шахматных фигур в
дебюте, точного разыгрывания окончаний.
Метапредметные:

сформировать навыки освоения способов решения проблем
творческого и поискового характера;

развивать навыки нахождения эффективных способов достижения
результата;

развивать навыки овладения логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно
- следственных связей, научаться определять цель и пути еѐ достижения;


сформировать навыки адекватного оценивания собственного
поведения и поведения окружающих.
Цель и задачи программы второго года обучения
Цель программы: создание условий для свободного развития личности
ребѐнка и еѐ адаптации в обществе, совершенствование интеллектуальных качеств
и черт характера воспитанников, развитие активности, самостоятельности,
формирование здорового образа жизни будущих граждан через приобщение их к
шахматной культуре.
Задачи программы второго года обучения:
Личностные:
 сформировать индивидуальные личностные качества обучающихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала;
 сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 сформировать уважительное отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 сформировать чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
 сформировать основы шахматной культуры;
 умение управлять своими эмоциями;
 развивать трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
 развивать навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе
на результат;
 развивать умение оказывать бескорыстную помощь окружающим.
Предметные:
 сформировать знания об истории возникновения и развития шахматной
игры, чемпионах мира по шахматам, их вкладе в развитии шахмат, ведущих
шахматистах мира;
 сформировать знания об истории возникновения шахматных соревнований,
правилах проведения соревнований, истории развития шахматной
культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
 развивать навыки использования приобретенных знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Метапредметные:
 сформировать умения с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной
игры;
 сформировать умения строить логические цепи рассуждений, анализа
результатов своих действий, воспроизведения по памяти информации,
логического рассуждения, просчета своих действий, предвидения
реакции соперника, сравнения, развития концентрации внимания, нахождения
нестандартных решений;
 сформировать умения формулировки, аргументирования и отстаивания
своего мнения, ведения дискуссии, обсуждения содержания и результатов
совместной деятельности;
 сформировать умения планировки, контроля и объективного оценивания
своих умственных, физических, учебных и практических действий в

соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
Учебный план
1- года обучения
№

1
2
3
4

Название темы
Раздел 1. Тактика(29 ч.)
Инструктаж по ТБ.
Устранение защиты
Создание матовой сети
Создание матовой сети
Создание матовой сети

Количество часов
Теория Практика Всего
13
1

16

1
1

29
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

5

Создание матовой сети

6
7
8
9
10

Открытый король
Открытый король
Нерокированный король
Нерокированный король
Блиц-турнир

11

Блиц-турнир

1

1

12

Тренировочные партии

1

1

13

Тренировочные партии

1

1

14
15
16

Разрушение прикрытия
Разрушение прикрытия
Разрушение прикрытия

1

1
1
1

17

Разрушение прикрытия

1

1

1

1
1
1

1

1

18
19
20

Ошибки при расчете
Ошибки при расчете
Ошибки при расчете

21

Ошибки при расчете

1
1
1
1

1
1

1
1

Форма
аттестации/
контроля
Беседа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа

22
23
24

Мышление схемами
Мышление схемами
Мышление схемами

25

Мышление схемами

26

1
1

Тренировочные партии

27

30
31
32

Сеанс одновременной
игры
Сеанс одновременной
игры
Раздел 2. Дебюты
(35 ч)
Виды дебютов
Виды дебютов
Виды дебютов

33

Виды дебютов

28
29

34
35
36

Королевский гамбит
Королевский гамбит
Королевский гамбит

37

Королевский гамбит

38
39

Северный гамбит
Северный гамбит

40

Северный гамбит

41

Шотландская партия

10

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

25

35

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

42

Шотландская партия

1

1

43

Шотландская партия

1

1

Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа

44
45

Гамбит Эванса
Гамбит Эванса

46

Гамбит Эванса

47
48

Гамбит Мора
Гамбит Мора

49

Гамбит Мора

1
1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Практическая
игра
Практическая
игра
Практические
задания

50

Тренировочные партии

1

1

51

Тренировочные партии

1

1

52

Защита Филидора

1

1

53

Защита Филидора

1

1

Практические
задания

54

Защита Каро-Канн

1

1

Практические
задания

55

Защита Каро-Канн

1

1

Практические
задания

56

Защита Алехина

1

1

57

Защита Алехина

1

1

58

Блиц-турниры

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

Практические
задания
Практические
задания
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа

61
62

Сеанс одновременной
игры
Сеанс одновременной
игры
Староиндийская защита
Староиндийская защита

63

Староиндийская защита

59
60

1

64

Дебют слона

1
6

65

Раздел 3. Миттельшпиль
(21 часа)
План игры в

1

1
15

21
1

Беседа

66

миттельшпиле
План игры в миттельшпиле

1

1

67

План игры в миттельшпиле

1

1

68

Реализация перевеса в
миттельшпиле
Реализация перевеса в
миттельшпиле

69

70

Реализация перевеса в
миттельшпиле

71

Расчет вариантов в
миттельшпиле
Расчет вариантов в
миттельшпиле

72

73

Расчет вариантов в
миттельшпиле

74

Проведение комбинаций в
миттельшпиле
Проведение комбинаций в
миттельшпиле

75

76

77
78

79

80
81

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

Роль центра в
миттельшпиле
Захват слабых полей в
миттельшпиле
Захват слабых полей в
миттельшпиле

1

1

Проведение комбинаций в
миттельшпиле
Роль центра в
миттельшпиле
Роль центра в
миттельшпиле

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

82

Захват слабых полей в
миттельшпиле

1

1

83

Упражнения по теме:
«Миттельшпиль»

1

1

Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Тестирование

84
85

86

Упражнения по теме:
«Миттельшпиль»
Сеанс одновременной
игры
Раздел 4. Окончания
(47,5 ч)
Пешечные окончания

10

1

1

Тестирование

1

1

Практическая
игра

25

35

1

1

Беседа

1

1

Беседа

87

Пешечные окончания

88

Пешечные окончания

1

1

89

Пешечные окончания

1

1

90

Король и пешка против
короля
Король и пешка против
короля
Король и пешка против
короля

91
92

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

101 Оппозиция

1

1

102 Блиц-турниры

1

1

103 Блиц-турниры

1

1

104 Тренировочные партии

1

1

105 Тренировочные партии

1

1

93

Король и пешка против
короля

94
95
96

Правило квадрата
Правило квадрата
Правило квадрата

97

Правило квадрата

98 Оппозиция
99 Оппозиция
100 Оппозиция

1
1

1
1

Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая

106 Блиц-турниры

1

1

107 Блиц-турниры

1

1

108 Ладейные окончания

1

1

109 Ладейные окончания
110 Ладейные окончания

1
1

1
1

111 Ладейные окончания

1

1

112 Блиц-турниры

1

1

113 Блиц-турниры

1

1

114 Тренировочные партии

1

1

115 Тренировочные партии

1

1

116 Тренировочные партии

1

1

117 Тренировочные партии

1

1

118 Итоговое занятие

1

1

119 Итоговое занятие

1

1

120 Итоговое занятие

1

1

81
часа

120
часов

Итого:

39
часов

игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа
Беседа
Устный опрос,
практическая
работа
Устный опрос,
практическая
работа
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование

Содержание программы
первого года обучения
Раздел 1. Тактика (29 ч.)
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Устранение защиты.- 1 ч
Теория: Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях и в
учреждении. Знакомство обучающихся с программой и требованиями, а также с
видами деятельности на занятиях, а также лекция по теме «Устранение защиты»
Тема 2. Создание матовой сети. 1 ч
Теория: лекция по теме «Создание матовой сети»
Тема 3. Создание матовой сети. 1 ч
Теория: лекция по теме «Создание матовой сети»
Тема 4. Создание матовой сети. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа

Тема 5. Создание матовой сети. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 6. Открытый король. 1 ч.
Теория: Беседа с детьми по теме «Открытый король»
Тема 7. Открытый король. 1 ч.
Теория: Беседа с детьми по теме «Открытый король»
Тема 8. Нерокированный король. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 9. Нерокированный король. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 10. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 11. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Темы 12. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Темы 13. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 14. Разрушение прикрытия. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 15. Разрушение прикрытия. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 16. Разрушение прикрытия. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 17. Разрушение прикрытия. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 18. Ошибки при расчете. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 19. Ошибки при расчете. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 20. Ошибки при расчете. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 21. Ошибки при расчете. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 22. Мышление схемами. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 23. Мышление схемами. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 24. Мышление схемами. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 25. Мышление схемами. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Темы 26. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Темы 27. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 28. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Тема 29. Сеанс одновременной игры. 1 ч

Практика: партии с воспитанниками
Раздел 2. Дебюты (35 ч.):
Тема 30. Виды дебютов. 1 ч
Теория: Классификация дебютов
Тема 31. Виды дебютов. 1 ч
Теория: Классификация дебютов
Тема 32. Виды дебютов. 1 ч
Практика: Устный опрос, практические задания
Тема 33. Виды дебютов. 1 ч
Практика: Устный опрос, практические задания
Тема 34. Королевский гамбит. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 35. Королевский гамбит. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 36. Королевский гамбит. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 37. Королевский гамбит. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 38. Северный гамбит. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 39. Северный гамбит. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 40. Северный гамбит. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 41. Шотландская партия. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 42. Шотландская партия. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 43. Шотландская партия. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 44. Гамбит Эванса. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 45. Гамбит Эванса. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 46. Гамбит Эванса. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 47. Гамбит Мора. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 48. Гамбит Мора. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 49. Гамбит Мора. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 50. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 51. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 52. Защита Филидора. 1ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 53. Защита Филидора. 1 ч

Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 54. Защита Каро - Канн 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 55. Защита Каро - Канн 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Темы 56. Защита Алехина 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Темы 57. Защита Алехина 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Темы 58. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 59. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Тема 60. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Тема 61. Староиндийская защита. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 62. Староиндийская защита. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 63. Староиндийская защита. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 64. Дебют слона. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Раздел 3. Миттельшпиль (21 ч):
Тема 65. План игры в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 66. План игры в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 67. План игры в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 68. Реализация перевеса в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 69. Реализация перевеса в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 70. Реализация перевеса в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 71. Расчет вариантов в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 72. Расчет вариантов в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 73. Расчет вариантов в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 74. Проведение комбинаций в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 75. Проведение комбинаций в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 76. Проведение комбинаций в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа

Тема 77. Роль центра в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 78. Роль центра в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 79. Роль центра в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 80. Захват слабых полей в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 81. Захват слабых полей в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 82. Захват слабых полей в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 83. Упражнения по теме: «Миттельшпиль». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 84. Упражнения по теме: «Миттельшпиль». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 85. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Раздел 4. Окончания (47,5 ч):
Тема 86. Пешечные окончания. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 87. Пешечные окончания. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 88. Пешечные окончания. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 89. Пешечные окончания. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 90. Король и пешка против короля. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 91. Король и пешка против короля. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 92. Король и пешка против короля. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 93. Король и пешка против короля. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 94. Правило квадрата. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 95. Правило квадрата. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 96. Правило квадрата. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 97. Правило квадрата. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 98. Оппозиция. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 99. Оппозиция. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 100. Оппозиция. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа

Тема 101. Оппозиция. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 102. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 103. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 104. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 105. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 106. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 107. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 108. Ладейные окончания. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 109. Ладейные окончания. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 110. Ладейные окончания. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 111. Ладейные окончания. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 112. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 113. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 114. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 115. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 116. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 117. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 118. Итоговое занятие. 1 ч
Практика: Итоговое тестирование
Тема 119. Итоговое занятие. 1 ч
Практика: Итоговое тестирование
Тема 120. Итоговое занятие. 1 ч
Практика: Итоговое тестирование

№

Название темы

Учебный план
2- года обучения
Количество часов
Теория Практика Всего

Раздел 1. Тактика (29 ч.)

19

10

29

Форма
аттестации/
контроля

1

2

Инструктаж по ТБ.
Тактические приемы.
Связка
Двойной удар

1

1

Беседа, устный
опрос

1

1

Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Практическая
игра
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Практическая
игра
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос
Беседа, устный
опрос

3

Двойной удар

1

1

4

Двойной шах

1

1

5

Двойной шах

1

1

6

Блиц-турнир

7

Мельница

1

1

8

Мельница

1

1

9

1

1

1

1

11

Слабость первой (восьмой
горизонтали)
Слабость первой (восьмой
горизонтали)
Тренировочные партии

12

Тренировочные партии

13

Отвлечение

1

1

14

Отвлечение

1

1

15

Завлечение

1

1

16

Завлечение

1

1

17

Блиц-турнир

18

Перекрытие

1

1

19

Перекрытие

1

1

20

Промежуточный ход

1

1

21

Промежуточный ход

1

1

22

Ловля фигуры

1

1

23

Ловля фигуры

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

26

Конкурс решения
комбинаций
Конкурс решения
комбинаций
Тренировочные партии

1

1

27

Тренировочные партии

1

1

28

Сеанс одновременной
игры
Сеанс одновременной
игры
Раздел 2. Стратегия
(39 ч.)
Разноцветные слоны в
миттельшпиле
Разноцветные слоны в
миттельшпиле
Разноцветные слоны в
миттельшпиле
Разноцветные слоны в
миттельшпиле
Выключение фигуры из
игры
Выключение фигуры из
игры
Выключение фигуры из
игры
Выключение фигуры из
игры
Открытые и
полуоткрытые линии

1

1

1

1

22

39

24
25

29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Открытые и полуоткрытые
линии
Открытые и полуоткрытые
линии
Открытые и полуоткрытые
линии

42

Блиц-турнир

43

Форпост на открытой и
полуоткрытой линии
Форпост на открытой и
полуоткрытой линии
Проблемы центра.
Контроль за
центральными полями

44
45

17

Практические
задания
Практические
задания
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

1

1

Практические
задания
Практические
задания
Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

1

1

Практические
задания
Практические
задания
Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

Практические
задания
Практические
задания

1

1

1

1
1

1

1
1

Практическая
игра
Беседа
Практические
задания
Беседа

1

1

47
48

Проблемы центра.
Контроль за
центральными полями
Два слона в миттельшпиле
Два слона в миттельшпиле

1
1

1
1

49
50

Два слона в эндшпиле
Два слона в эндшпиле

1
1

1
1

1

1

Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Тестирование

1

1

Тестирование

1

1

Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

46

61

Упражнения по теме
«Стратегия»
Упражнения по теме
«Стратегия»
Успешная борьба против
двух слонов
Успешная борьба против
двух слонов
Успешная борьба против
двух слонов
Успешная борьба против
двух слонов
Борьба при необычном
соотношении сил
Борьба при необычном
соотношении сил
Борьба при необычном
соотношении сил
Борьба при необычном
соотношении сил
Тренировочные партии

62

Тренировочные партии

1

1

63

Блиц-турнир

1

1

64

Блиц-турнир

1

1

65

Ферзь против легких
фигур
Ферзь против легких
фигур
Понятие абсолютной и
относительной ценности
шахматных фигур
Понятие абсолютной и
относительной ценности
шахматных фигур
Раздел 3. Окончания

1

1

1

1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

66
67

68

Беседа

1

1

Практические
задания
Практические
задания
Беседа

1

1

Беседа

1

1

1

1

1

1

1

1

Практические
задания
Практические
задания
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Практические
задания
Практические
задания
Беседа

1

1

Беседа

5

12

17

(17 ч.)
69
70

Пешечные окончания
Пешечные окончания

1

71

Дефекты пешечной
структуры
Дефекты пешечной
структуры
Пассивная позиция короля
в окончаниях
Пассивная позиция короля
в окончаниях
Блиц-турнир

1

Различные фигуры против
пешек
Различные фигуры против
пешек
Тренировочные партии

1

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

1

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1
1

Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Практическая
игра
Беседа

1

1

1

1

Конкурс решения задач

1

1

Упражнения по теме
«Окончания»
Упражнения по теме
«Окончания»
Ладья против одной или
двух пешек
Ладья против одной или
двух пешек
Упражнения по теме
«Ферзевые окончания»

1

1

Практические
задания
Практическая
игра
Практические
задания
Тестирование

1

1

Тестирование

1

Беседа

1

1

1

1

Практические
задания
Практические
задания

1

1

21

35

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

Упражнения по теме
«Ферзевые окончания»
14

86
87

Раздел 4. Дебюты
(35 ч.)
Открытые дебюты
Открытые дебюты

88
89

Шотландская партия
Шотландская партия

1

90
91

Защита двух коней
Защита двух коней

1

92
93

Испанская партия
Испанская партия

1

1

Практические
задания

Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические

94

Блиц-турнир

1

1

95

Тренировочные партии

1

1

96

Тренировочные партии

1

1

Стратегические идеи и
цели открытых дебютов
98 Стратегические идеи и
цели открытых дебютов
99 Полуоткрытые дебюты
100 Полуоткрытые дебюты

1

101 Скандинавская защита
102 Скандинавская защита

1

103 Защита Алехина
104 Защита Алехина

1

105 Французская защита
106 Французская защита

1

97

1
1

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

107 Блиц-турнир

1

1

108 Блиц-турнир

1

1

1

109 Стратегические идеи и цели
полуоткрытых дебютов
110 Стратегические идеи и цели
полуоткрытых дебютов

1

111 Закрытые дебюты
112 Закрытые дебюты

1

113 Стратегические идеи и цели
закрытых дебютов

1

114 Стратегические идеи и цели
закрытых дебютов

1

задания
Практическая
игра
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Практическая
игра
Практическая
игра
Беседа

1

1

Практические
задания

1

1
1

Беседа
Практические
задания
Беседа

1
1

1

Практические
задания

1

1
1

1

1
1

119 Итоговое занятие

1

1

120 Итоговое занятие

1

1

Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Итоговое
тестирование
Итоговое

115 Ферзевый гамбит
116 Ферзевый гамбит

1

117 Английское начало
118 Английское начало

1

тестирование
Итого:

55
часа

65
часа

120
часов

Содержание программы
второго года обучения
Раздел 1. Тактика (29 ч.)
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности». Тактические приемы.
Связка . 1 ч.
Теория: Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях.
Знакомство обучающихся с программой и требованиями, а также с видами
деятельности на занятиях, а также лекция по теме «Тактические приемы.
Связка»
Тема 2. Двойной удар. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 3. Двойной удар. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 4. Двойной шах. 1 ч.
Теория: Разбор темы, устный опрос
Тема 5. Двойной шах. 1 ч.
Теория: Разбор темы, устный опрос
Тема 6. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 7. Мельница. 1 ч
Теория: Типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и
вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной
Тема 8. Мельница. 1 ч
Теория: Типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и
вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной
Темы 9. Слабость первой (восьмой) горизонтали. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос
Темы 10. Слабость первой (восьмой) горизонтали. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос
Тема 11. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 12. Тренировочные партии 1 ч.
Практика: партии между воспитанниками
Тема 13. Отвлечение. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 14. Отвлечение. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 15. Завлечение. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 16. Завлечение. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 17. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин

Тема 18. Перекрытие. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 19. Перекрытие. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 20. Промежуточный ход. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 21. Промежуточный ход. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 22. Ловля фигуры. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 23. Ловля фигуры. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 24. Конкурс решения комбинаций. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 25. Конкурс решения комбинаций. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 26. Тренировочные партии 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 27. Тренировочные партии 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 28. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Тема 29. Сеанс одновременной игры. 1 ч
Практика: партии с воспитанниками
Раздел 2. Стратегия (39 ч):
Тема 30. Разноцветные слоны в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 31. Разноцветные слоны в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 32. Разноцветные слоны в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 33. Разноцветные слоны в миттельшпиле. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 34. Выключение фигуры из игры. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 35. Выключение фигуры из игры. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 36. Выключение фигуры из игры. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 37. Выключение фигуры из игры. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 38. Открытые и полуоткрытые линии. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 39. Открытые и полуоткрытые линии. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 40. Открытые и полуоткрытые линии. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 41. Открытые и полуоткрытые линии. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа

Тема 42. Блиц – турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 43 . Форпост на открытой и полуоткрытой линии. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 44 . Форпост на открытой и полуоткрытой линии. 1 ч
Практика: Практические задания
Тема 45. Проблемы центра. Контроль за центральными полями. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 46. Проблемы центра. Контроль за центральными полями. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 47. Два слона в миттельшпиле. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 48. Два слона в миттельшпиле. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 49. Два слона в эндшпиле 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 50. Два слона в эндшпиле 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 51. Упражнения по теме «Стратегия». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 52. Упражнения по теме «Стратегия». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 53. Успешная борьба против двух слонов. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 54. Успешная борьба против двух слонов. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 55. Успешная борьба против двух слонов. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 56. Успешная борьба против двух слонов. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 57. Борьба при необычном соотношении сил. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 58. Борьба при необычном соотношении сил. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 59. Борьба при необычном соотношении сил. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 60. Борьба при необычном соотношении сил. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 61. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 62. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 63. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 64. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 65. Ферзь против легких фигур. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 66. Ферзь против легких фигур. 1 ч

Практика: практические задания
Тема 67. Понятие абсолютной и относительной ценности шахматных
фигур. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Тема 68. Понятие абсолютной и относительной ценности шахматных
фигур. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос.
Раздел 3. Окончания (17 ч):
Тема 69. Пешечные окончания 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 70. Пешечные окончания 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 71. Дефекты пешечной структуры. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 72. Дефекты пешечной структуры. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 73. Пассивная позиция короля в окончаниях. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 74. Пассивная позиция короля в окончаниях. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 75. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 76. Различные фигуры против пешек. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 77. Различные фигуры против пешек. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 78. Тренировочные партии. 1 ч
Теория: партии между воспитанниками, устный опрос
Темы 79. Конкурс решения задач. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 80. Упражнения по теме « Окончания». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 81. Упражнения по теме « Окончания». 1 ч
Практика: тестирование
Тема 82. Ладья против одной или двух пешек. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 83. Ладья против одной или двух пешек. 1 ч
Практика: Практические задания
Тема 84. Упражнения по теме: «Ферзевые окончания». 1 ч
Практика: практические задания
Тема 85. Упражнения по теме: «Ферзевые окончания». 1 ч
Практика: практические задания
Раздел 4. Дебюты (35 ч):
Тема 86. Открытые дебюты. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 87. Открытые дебюты. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 88. Шотландская партия. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.

Тема 89. Шотландская партия. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 90. Защита двух коней. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 91. Защита двух коней. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 92. Испанская партия. 1 ч
Теория: Разбор темы, устный опрос
Тема 93. Испанская партия. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 94. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 95. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 96. Тренировочные партии. 1 ч
Практика: партии между воспитанниками
Тема 97. Стратегические идеи и цели открытых дебютов. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 98. Стратегические идеи и цели открытых дебютов. 1 ч
Практика: Устный опрос, практическая работа
Тема 99. Полуоткрытые дебюты. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 100. Полуоткрытые дебюты. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 101. Скандинавская защита. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 102. Скандинавская защита. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 103. Защита Алехина. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 104. Защита Алехина. 1 ч
Практика: практические задания
Темы 105. Французская защита. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Темы 106. Французская защита. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 107. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 108. Блиц - турнир. 1 ч
Практика: Партии с контролем времени по 5 мин
Тема 109. Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 110. Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 111. Закрытые дебюты. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 112. Закрытые дебюты. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 113. Стратегические идеи и цели закрытых дебютов. 1 ч

Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 114. Стратегические идеи и цели закрытых дебютов. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 115. Ферзевый гамбит. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 116. Ферзевый гамбит. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 117. Английское начало. 1 ч
Теория: Беседа с детьми по теме.
Тема 118. Английское начало. 1 ч
Практика: практические задания
Тема 119. Итоговое занятие. 1 ч
Практика: Итоговое тестирование
Тема 120. Итоговое занятие. 1 ч
Практика: Итоговое тестирование
Планируемые результаты первого года обучения
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
 развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 развиты этические чувства, доброжелательность, эмоционально –
нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
 сформированы эстетические потребности и ценности;
 развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
 развиты навыки понимания информации, представленную в виде текста,
рисунков, схем;
 сформированы знания о шахматных терминах: дебюте, миттельшпиле,
эндшпиле, темпе;
оппозиция, ключевые поля;
 развито умение применять тактические приемы, находить тактические
удары и проводить комбинации;
 развиты навыки грамотного расположения шахматных фигур в дебюте,
точного разыгрывания окончаний.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
 сформированы навыки освоения способов решения проблем
творческого и поискового характера;
 развиты навыки нахождения эффективных способов достижения
результата;
 развиты навыки овладения логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинноследственных связей, научаться определять цель и пути еѐ
достижения;
 сформированы навыки адекватного оценивания собственного
поведения и поведения окружающих.
Планируемые результаты второго года обучения
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
 сформированы индивидуальные личностные качества обучающихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала;
 сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 сформировано уважительное отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 сформированы чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
 сформированы основы шахматной культуры;
 умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
 развиты навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе
на результат;
 развито умение оказывать бескорыстную помощь окружающим.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
 сформированы знания об истории возникновения и развития шахматной
игры,
чемпионах мира по шахматам, их вкладе в развитии шахмат, ведущих
шахматистах мира;
 сформированы знания об истории возникновения шахматных соревнований,
правилах проведения соревнований, истории развития шахматной
культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
 развиты навыки использования приобретенных знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
 сформированы умения с помощью педагога и самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной
игры;
 сформированы умения строить логические цепи рассуждений, анализа
результатов своих действий, воспроизведения по памяти информации,
логического рассуждения, просчета своих действий, предвидения
реакции соперника, сравнения, развития концентрации внимания, нахождения
нестандартных решений;
 сформированы умения формулировки, аргументирования и отстаивания

своего мнения, ведения дискуссии, обсуждения содержания и результатов
совместной деятельности;
 сформированы умения планировки, контроля и объективного оценивания
своих умственных, физических, учебных и практических действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения

Базовый (1
год)
Базовый (2
год)

Дата
начала
учебного
года
02.09.

Дата
окончания
учебного
года
30.06.

02.09.

30.06.

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
40

120

40

120

Режим
занятий

3 раза в
неделю по
1 ч
3 раза в
неделю по
1 ч

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 3.1/2.4.3598-20.). Предметно-развивающая
среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам
программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также
прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
 учебный кабинет;
 столы;
 стулья;
 демонстрационная шахматная доска;
 классная доска;
 портреты чемпионов мира по шахматам;
 информационные стенды;
 комплекты шахмат;
 шахматные часы;
 дидактический материал.

Методы работы
Методы работы, используемые на занятиях по шахматам. В процессе
реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация
на доске, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого
характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля,
взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый,
ситуационный, а также соревнования.

№
п/
п
1.

2.

3.

Методическое и дидактическое обеспечение программы
Первый год обучения
Методы и приемы
Раздел (тема
Форма
Методические
учебного плана)
занятия
пособия, ЭОР
Словесный :(устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д).
Наглядный:
(показ, работа по
образцу).
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры, сеанс
одновременной
игры) .
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д.)
Наглядный:
(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий, блицтурниры, сеанс
одновременной
игры)
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д.)
Наглядный:

Формы
контроля

Тактика

Объяснение
материала.
Творческие
задания.

19)Конотоп В.,
Конотоп С.:
«Тесты по тактике
для шахматистов II
разряда»,2007 г.
.

Устный
опрос,
практиче
ская
работа,
беседа

Дебюты

Объяснение
материала.
Творческие
задания.

1)Калиниченко:
«Дебютный
репертуар
атакующего
шахматиста».
2)Калиниченко:
«Дебютный
репертуар
позиционного
шахматиста».

Беседа,
практиче
ская
работа

Миттельшпиль

Объяснение
материала.
Творческие
задания.
Тестирова-

5)Панченко А.Н. :
«Теория и
практика
миттельшпиля».
2004г.

Тестирование

4.

№
п/
п
1.

2.

(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры)
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д.)
Наглядный:
(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры, сеанс
одновременной
игры)
Методы и приемы
Словесный :(устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д).
Наглядный:
(показ, работа по
образцу).
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры, сеанс
одновременной
игры) .
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и

ние.

Окончания

Объяснение
материала.
Творческие
задания.

Второй год обучения
Раздел (тема
Форма
учебного плана)
занятия

1)ПанченкоА.Н.:
«Теория и
практика
шахматных
окончаний».
2006г.
2) Авербах:
«Ладейные
окончания»
3) Авербах:
«Пешечные
окончания»

Тестирование

Методические
пособия, ЭОР

Формы
контроля

Тактика

Объяснение
материала.
Творческие
задания.

1)Шахматная
радуга тактических
приемов:
«Двойной удар»,
«Связка»,
«Завлечение»,
«Отвлечение»,
«Ловля фигуры»,
«Промежуточный
ход»,
«Двойной шах»;
А.Дорофеева,
2019 г

Устный
опрос,
практиче
ская
работа,
беседа

Стратегия

Объяснение
материала.
Творческие

1) Котов: «Тайны
мышления
шахматиста».

Беседа,
практиче
ская

3.

4.

т.д.)
Наглядный:
(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий, блицтурниры, сеанс
одновременной
игры)
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д.)
Наглядный:
(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры)
Словесный: (устное
изложение, беседа,
рассказ, лекция и
т.д.)
Наглядный:
(показ,работа по
образцу)
Практический:
(выполнение
практических
заданий,
тренировочные
партии, блицтурниры, участие в
турнирах)

задания.

2) Нимцович А.И.:
«Моя Система».
1984 г.

работа

Окончания

Объяснение
материала.
Творческие
задания.
Тестирование.

1)Авербах:
«Ферзевые
окончания»
2) Авербах:
«Ладейные
окончания»
3) Авербах:
«Пешечные
окончания»

Тестирование

Дебюты

Объяснение
материала.
Творческие
задания.

1) Котов:
«Как стать
гроссмейстером»
2) «Программа
подготовки
шахматистов
юношеских и 3
взрослого
разрядов», В.
Голенищев, 2020 г
3)Дебютные
могографии

Тестирование

Формы аттестации и виды контроля
Формы аттестации:
 беседа;
 практическая работа;
 терминологический диктант;
 опрос;
 тестирование;
 конкурс;

 контрольная работа;
 турниры;
 сеансы одновременной игры.
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики
Оценочные материалы

 тесты;
 карточки - задания;
 карты (индивидуальные, диагностические).
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт
учащийся может набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена хорошо
3-4 балла – задание выполнено частично
Список литературы для педагогов
1) Блох. Комбинационные мотивы.
2) Иващенко - Сборник шахматных комбинаций
3) Калиниченко. Дебютный репертуар атакующего шахматиста.
4) Калиниченко. Дебютный репертуар позиционного шахматиста.
5) Панченко А.Н. - Теория и практика миттельшпиля. 2004
6) Панченко А.Н. - Теория и практика шахматных окончаний. 2006
7) Нимцович А.И. - Моя Система. 1984
8) Программа подготовки шахматистов 1-КМС.
9) Программа подготовки шахматистов 2-1 разряда.
10) Авербах. Ладейные окончания.
11) Авербах. Пешечные окончания.
12) Авербах. Слоновые - коневые окончания.
13) Авербах. Слон против коня. Ладья против фигуры.
14) Авербах. Ферзевые окончания.
15) Журавлев - Шаг за шагом.
16) Конотоп. Тесты по тактике для шахматистов 4 разряда.
17) Конотоп В, Конотоп С. - Тесты по тактике для высококвалифицированных
шахматистов,2003
18) Конотоп В., Конотоп С. Тесты по тактике для шахматистов II разряда,2006
19) Конотоп В., Конотоп С. Тесты по тактике для шахматистов II разряда,2007
20) Константинопольский, Вейц - Защита Каро-Канн,1983
21) Костров. В какую силу я играю гамбиты.
22) Костров. В какую силу я играю Закрытые дебюты
23) Костров. В какую силу я играю Открытые дебюты.
24) Костров. В какую силу я играю Полуоткрытые дебюты.
25) Костров. Найди лучший ход.
26) Котов. Как стать Гроссмейстером.
27) Котов. Тайны мышления шахматиста.

28) Лепешкин - Сицилианская защита. Вариант Найдорфа,1985.
Список литературы для обучающихся
1) Майзелис, Юдович – Учебник шахматной игры.
2) Авербах, Бейлин. Путешествие в шахматное королевство.
3) Вайнштейн. Ловушки Ферзь Бери.
4) Пожарский - Школа шахмат,2007.
5) Журавлев - В Стране Шахматных Чудес.
Интернет ресурсы
1) https://lichess.org/
2) https://www.chess.com/
3) http://chessplanet.ru/
4) https://ruchess.ru/
5) http://kbr-chess.ru/
6) https://vk.com/public134705843
7) https://xchess.ru/shakhmatnye-knigi/kombinatsionnye-motivy.html
8) https://xchess.ru/shakhmatnye-knigi/uchebnik-shakhmatnykh-kombinatsij.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».