Рабочая программа по родной ( кабардино-черкесской) литературе 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в
себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции.

Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).

Содержание обучения во 2 классе.
«IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).
Къуажэхьхэр
(Загадки).
Псалъэжьхэр
(Пословицы).
ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр (Игры и забавы). Таурыхъхэр,
псысэхэр (Сказки): «Дыгъужьыр, бажэр, адакъэр» («Волк, лиса, петух»),
«Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и мышь»), «Мыщэмрэ Бажэмрэ» («Медведь и
лиса»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка в обработке
А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)). «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КIэпхъ» («Белка»). Б. Карданов, рассказ
«Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар» («Как Жамал и Хату выращивали
деревья»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди кхъужьейр» («Наши грушевые
деревья»). Х. Абитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев, рассказ «Мэз
лъапэм» («У лесной опушки»). З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр бейщ» («Богатая
осень»). «Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов, стихотворение «Си бажэ» («Моя лиса»). Х. Кармоков,сказка «Хьэмрэ
Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов, стихотворение «Къуалэбзу
пшыналъэ» («Птичья мелодия»). А. Куантов, рассказ «Джэджьейм и Iэмалыр»
(«Изворотливый цыпленок»). А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ КIущэрэ»
(«Парий и Куша»). М. Кештов, стихотворение «Шырэ» («Шырэ»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Цыжьбанэ» («Ёжик»).
«ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег). Л. Афаунов,
стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение «ГуфIэгъуэ»
(«Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ» («Снег покрывало»). Б. Журтов, рассказ «Бацэ». («Бацэ»). А. Шогенцуков, стихотворение
«ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Б. Жанимов, рассказ «БзуупцIэ» («Чѐрный дрозд»).
«Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»). П. Кажаров,
стихотворение «IэщIагъэлI» («Специалист»). Х. Гяургиев, рассказ «Нанэ» («Нана»).
Б. Кагермазов, стихотворение «Бжэндэхъухэр згъэгуфIэнщ» («Обрадую скворцов»).
А. Ханфенов, рассказ «Дыкъуэнагъ насыпыфIэ» («Счастливый Джыкъуэнагъ»). З.

Налоев, рассказ «Зулий и жыг» («Деревце Зулий»). О. Хашукоев, стихотворение «Хэт
ар?» («Кто это?»). Б. Карданов, рассказ «Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
«Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщIэ» («В
гостях в городе»). А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»). А.
Шоров, стихотворение «Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). М. Губжев, рассказ
«Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро в селе»). М. Ахметов, стихотворение «СощI сурэт»
(«Я рисую»).
«Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»).
«ХъыбарегъащIэ» («Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр къэсыжащ»
(«Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов, рассказ «Си мамэ дыщэ»
(«Моя золотая мама»). З. Налоев, рассказ «Лиуан и бдзэжьей ещэкIар» («Как Лиуан
ловил рыбу»). П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ» («Моя мама»). Л. Шогенов,
стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»). Л. Бозиев, рассказ «МыIэрысэ дыщафэхэр»
(«Золотистые яблоки»).
«Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение «Жыгхэр
мэIущащэ» («Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз цIыкIум» («В лесу»)
(Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение «Псы цIыкIу» («Ручеек»).

В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по еѐ
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на
вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
знать названия изученных произведений, кратко пересказывать их содержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного
или прочитанного текста;
использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать
их, использовать средства речевого этикета в общении;
называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять
названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы
и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, называть их авторов;
обосновывать своѐ высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;
использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение
согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определѐнную тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте
произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять
активный словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и
справочники разного направления).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
2 класс (34 ч.)
Блок

Тема

Псалъапэ
(Введение
)

Кажаров П.
Стихотворе
ние
«Сабиигъуэ
»
(«Детство»
). Хацуков
Х.
Стихотворе
ние
«Ныбжьэгъу
пэж»
(«Преданный
друг»).

Кол- во
часов

1

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Выразительное чтение
стихотворений;
cовершенствование навыка
чтения вслух;
определение по названию
произведения его темы;
составление словесной
картины с элементами
описания

«IуэрыIуа
т э – дыщэ
пхъуантэ»
(«Фолькло
р–
золотой
ларец»)

Къуажэхьхэр
(Загадки).
Псалъэжьхэр
(Пословицы).
ПсынщIэрыпсал
ъэхэр
(Скороговорки).
Нэщэнэхэр
(Приметы).
ДжэгукIэхэр
(Игры и забавы).
Таурыхъхэр,
псысэхэр
(Сказки):
«Дыгъужьыр,
бажэр, адакъэр»
(«Волк, лиса,
петух»),
«Аслъэнымрэ
дзыгъуэмрэ»
(«Лев и мышь»),
«Мыщэмрэ
Бажэмрэ»
(«Медведь и
лиса»),
«Бажэмрэ
Кърумрэ» («Лиса
и журавль»).
Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэ
хэр
(«Разноцветные
странички») –
отрывки из
текстов разных
жанров для
развития речи
обучающихся.
«Зыкъэпщыт
эж»
(«Размышля
ем
о
прочитанно
м»)

5

Восприятие
произведения
устного народного творчества;
выражение своего отношения
к произведению, к героям, их
поступкам;
сравнение
персонажей
одного
или
нескольких
произведений,
героев
народных
сказок,
выявление их сходства и
различий; чтение осознанное,
правильное, плавное, вслух с
переходом на чтение целыми
словами вслух небольших по
объему
текстов;
выразительное
чтение
небольших
текстов;
cовершенствование
навыка
чтения
вслух;
освоение
элементарных
способов
анализа произведения; парная
и групповая работа над
анализом
произведения;
деление текста на части и
составление
простейшего
плана
под
руководством
учителя;
определение
основной мысли произведения
с помощью учителя; пересказ
по
готовому
плану;
самостоятельная работа по
заданиям и вопросам к тексту;
сочинение небольших сказок и
историй; рассказывание сказок
от лица одного из ее
персонажей;
придумывание
продолжения
произведения
(сказки, рассказа), изменение
начала
и
продолжения
произве
дения;
коллективные
творческие работы

Хатуев П.
Стихотворе
ние
«КIэпхъ»
(«Белка»).
Карданов Б.
Рассказ
«Хьэту цIыкIурэ
Жэмалрэ жыг
зэрагъэкIар»
(«Как Жамал и
Хату выращивали
деревья»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Ди кхъужьейр»
(«Наши грушевые
деревья»).
Абитов Х.
Стихотворе
ние
«Бжьыхьэ»
(«Осень»). Браев
А. Рассказ «Мэз
лъапэм» («У
лесной опушки»).
Налоев З.
Стихотворе
ние
«Бжьыхьэр
бейщ»
(«Богатая
осень»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэ
хэр»
(«Разноцветные
странички»)
«Ди
Абитов В.
ныбжьэгъ Стихотворение
у фI
«Си бажэ»
псэущхьэх («Моя лиса»).
э р»
Кармоков Х.
(«Наши
Литературная
друзья – сказка
животные «Хьэмрэ
»
«Бжьыхь
э
дыщафэ»
(«Золотая
осень»)

4

5

Освоение элементарных
героям, их поступкам;
сравнение персонажей одного
или нескольких произведений;
чтение целыми словами
вслух, с постепенным
соблюдение
орфоэпических и
интонационных норм чтения с
учетом ритмики стихов;
чтение предложений с
интонационным выделением
содержанию прочитанного
текста; составление вопросов
по тексту; пересказ текста по
опорным словам; составление
нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразительности; рисование

Восприятие
на
слух
поэтических и прозаических
произведений;
понимание
содержания
текстов,
воспринятых
на
слух;
выделение в услышанном
тексте основных логических
частей; чтение предложений с

способов ан

увели

знако

иллюстрац

)

Мыщэмрэ»
(«Собака и
Медведь»).
Жанимов Б.
Стихотворение
«Къуалэбзу
пшыналъэ»
(«Птичья
мелодия»).
Куантов А. Рассказ
«Джэджьей
ми
Iэмалыр»
(«Изворотли
вый
цыпленок»).
Черкесов
А.
Стихотворе
ние
«Парийрэ
КIущэрэ»
(«Парий и
Куша»).
Кештов М.
Стихотворение
«Шырэ»
(«Шыра»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Цыжьбанэ»
(«Ёжик»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэх
эр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж».
(«Размышля
ем о
прочитанно
м»)

интонационным выделением
знаков
препинания;
определение
смысловых
особенностей разных по виду
и типу текстов, передача их с
помощью
интонирования;
ответы
на
вопросы
по
содержанию
прочитанного
текста; составление вопросов
по тексту;
пересказ текста по опорным
словам; построение короткого
монологического
высказывания; ответы на
вопросы по содержанию
услышанно
го произведения, по
последовательности событий;
нахождение в тексте средств
художественной
выразитель
ности; рисование иллюстраций
к тексту

«ЩIымах
у эр
щIыIэми,
зэман
дахащэщ
»
(«Люблю
природу
зимой»)

Кумахова М.
Рассказ
«Дыкъэзыухъуреи
хь дуней. Япэ
уэс»
(«Окружающий
мир.
Первый снег»).
Афаунов Л.
Стихотворе
ния
«ЩIымахуэ»
(«Зима»),
«ЩIымахуэ
зэман
ыр» («Зимой»).
Казанова
Ф.
Стихотворе
ние
«ГуфIэгъуэ»
(«Радостное
событие»).
Карданов Б.
Расс
каз
«Уэсыр
джэдыгу
щ» («Снег –
покрывало»).
Журтов Б.
Рассказ
«Бацэ»
(«Баца»).
Шогенцуков
А.
Стихотворен
ие
«ИлъэсыщIэ»
(«Новый год»).
Жанимов Б.
Расск
аз
«БзуупцIэ»
(«Чѐрный дрозд»).
Ди
проектхэр
«Сыт уи псэук1э,
щ1ымахуэ бзу?»

5

Понимание
содержания
прослушанного
речевого
высказывания;
умение
отвечать на вопросы по
содержанию услышанного
произведения
,
определение
последовател
ьности
событий;
чтение
предложений
с
интонационным выделением
знаков препинания, понимание
смысловых
особенностей
разных по виду и типу
текстов,
передача
их
с
помощью интонирования,
изложение
последовательности событий;
чтение
текста
художественного
произведения;
участие
в
беседе
по
прочитанному
тексту; понимание смысла
прочитанного произведения;
составление
вопросов
по
тексту; пересказ текста по
опорным словам; нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразитель
ности;
коллективные
творческие работы; подбор
материала
для
проектной
работы; защита проектной
работы

(Наши проекты.
«Птицы зимой»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэ
хэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем
опрочитанном»)
5
Понимание
на
слух
«Лэжьыгъ Афаунов Л.
Стихотворе
информации, содержащейся в
эр
предложенном
тексте;
гуфIэгъуэ ние
«ЩIылъэмрэ
определение основной мысли
щ
текста,
передача
его
» («Труд – уафэмрэ» («Земля
содержания по вопросам;
радость») и небо»).
Кажаров П.
использование
навыков
Стихотворе
аудирования
на
основе
ние
целенаправленного
«IэщIагъэлI»
восприятия текстов; чтение
(«Специалист»)
про
себя
в
процессе
. Гяургиев Х.
первичного ознакомительного
Рассказ
чтения
и
повторного
«Нанэ»
изучающего чтения; чтение
(«Нана»).
вслух
с
соблюдением
Кагермазов
орфоэпических
и
Б.
интонационных
норм;
Стихотворен
нахождение
по
заданию
ие
учителя в изучаемом тексте
«Бжэндэхъ
необходимых
ухэр
свед
згъэгуфIэн
ений;
воспроизведение
щ»
сюжета и осознание
(«Обрадую
смысла
прочитанного
скворцов»).
произведения;
Ханфенов А.
пользование словарем для
Рассказ
выяснения значений слов;
«Дыкъуэнагъ
определение особенностей
художественного
текста,
насыпыфIэ»
своеобразия
выразительных
(«Счастливый
средств языка (с помощью
Джыкъуэнагъ»).
учителя); ответы на вопросы по
Налоев З.
содержанию
прочитанного;
Рассказ
характеристика
героя
лирического
произведения;
«Зулий и жыг»
выявление в тексте средств
(«Деревце
художественной
Зулий»).
выразительности; построение
Хашукоев О.
рассказа по иллюстрациям;
Стихотворение
выполнение
контрольных
тестовых
заданий;
выбор книги
«Хэт ар?» («Кто

на основе рекомендованного
списка

это?»).
Карданов Б.
Рассказ
«Ныбжьэгъу
пэж»
(«Верный
друг»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэ
хэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщытэж».
(«Размышляем о
прочитанном»)

«Хэкум
дрогушхуэ
!
» («Мы
гордимся
своей
Родиной!»
)

«Ди Хэкур»
(«Наша
Родина»).
Ногмов У.
Стихотворе
ние
«Къалэм
сыщохьэщIэ» («В
гостях в городе»).
Шогенцуков А.
Стихотворение
«Сабиигъ
уэ»
(«Детств
о»).
Шоров
А.
Стихотворение
«Сыт насыпыр?»
(«Что такое

4

Использование
навыков
аудирования
на
основе
целенаправленного
восприятия текстов;
наблюдение
за
выразительностью
услышанной
речи;
наблюдение
за
ритмом
стихотворного произведения,
сравнение
ритмического
рисунка
разных
стихотворений; чтение про
себя в процессе
первичного
ознакомительного чтения и
повторного
изучающего
чтения; чтение вслух с
соблюдением орфоэпических
и интонационных норм;
устный
и

«Къытхуе
б лагъэ,
гъатхэ!»
(«Добро
пожалова
т ь,
весна!»)

счастье?»).
Губжев М. Рассказ
«Пщэдджыжь
ыр къуажэм»
(«Утро в
селе»).
Ахметов М.
Стихотворение
«СощI сурэт» («Я
рисую»).
Адыгэ хабзэм
щыщщ. (Из
адыгских обычаев
и традиций).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэ
хэр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщыт
эж»
(«Размышля
ем
о
прочитанно
м»)
«Хъыбарегъа
щIэ»
(«Оповещени
е»). Афаунов
Л.
Стихотворен
ие
«Гъатхэр
къэсыжащ»
(«Весна
вернулась»).
Карданов
Б.
Рассказ
«Си мамэ дыщэ»
(«Моя золотая
мама»).
Налоев З. Рассказ
«Лиуан и
бдзэжьей
ещэкIар» («Как
Лиуан ловил
рыбу»).

письменный пересказ
услышанного / прочитанного;
нахождение по заданию
учителя в изучаемом
использование словаря для
выяснения значений слов; самостоя
языка;
последовательное
воспроизведение
эпизода
с использов

2

Использование навыков
аудирования на основе
целенаправленного
восприятия текстов;
наблюдение
за
выразительностью
услышанной речи;
наблюдение за ритмом
стихотворного произведения,
чтения и повторного
изучающего чтения;
чтение вслух с соблюдением
орфоэпических
и
интонационных
норм;
нахождение
по
заданию
учителя в изучаемом тексте
необходимых
сведений;
понимание
сюжета
и
осознание
смысла
прочитанного произведения;
пользование словарем для
выяснения значений слов;

Кажаров П.
Стихотворение
«Си мамэ»
(«Моя мама»).
Шогенов Л.
Стихотворение
«Хьэсэн»
(«Хасан»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«Гъатхэ»
(«Весна»).
Бозиев Л.,
рассказ
«МыIэрысэ
дыщафэхэр»
(«Золотистые
яблоки»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэх
эр»
(«Разноцветные
странички»).
«Зыкъэпщыт
эж»
(«Размышля
ем
о
прочитанно
м»)
«Гъэмахуэ Аброкова Б.
тхъэжыгъ Рассказ
«Бжьэпэм» («У
уэ»
обрыва»).
(«Летнее
Кештов М.
изобилие»)
Стихотворе
ние
«Жыгхэр
мэIущащэ»
(«Шепот
деревьев»).
Ушинский К.
«Мэз цIыкIум».
(«В лесу»)
(перевод
Гергова А.).
Кагермазов Б.
Стихотворение

самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественновыразительных средств языка;
характеристика
героя
произведения
с
использованием
художественновыразительных
средств
данного текста; нахождение в
тексте слов и выражений,
характеризующих героя и
событие

3

Восприятие
на
слух
поэтических и прозаических
увеличение
скорости
чтения; соблюдение
орфоэпических
и
интонационных норм чтения;
краткий и подробный устный
и
письменный
пересказ
услышанного, прочитанного;
развитие поэтического слуха;
воспитание
эстетической
отзывчивости
на
произведение;
умение
самостоятельно подготовиться
к выразительному чтению
небольшого текста;

последоват

«Псы цIыкIу»
(«Ручеѐк»). Ди
проектхэр: «Ди
мэзыр», «Ди
хадэр»,
«Ди паркыр»
(Наши проекты:
«Наш лес»,
«Наш сад», «Наш
парк»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэх
эр»
(«Разноцветные
странички»).
Итоговая
контрольная
работа

самостоятельное
воспроизведение
сюжета
специфической
для
данного произведения
лексики, пересказ, рассказ по
выражений, характеризующих
героя и событие; подбор
материала для
проектной работы; защита
проектных работ

с испо

Псалъапэ Шоров Х.
(Введение) Стихотворение
«Тхылъым и лъэIу»
(«Просьба учебника»).
Шомахов А.
Стихотворение «Ди
хэкур» («Наша
Родина»). Канаметова
Л. Рассказ «Ди
щIыналъэр» («Наш
край»)

1

Адыгэ
IуэрыIуатэ
(Адыгское
устное
народное
творчеств
о)

Псалъэжьхэр.
Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
(Пословицы. Загадки.
Скороговорки).
Сказки: «Насып»
(«Счастье»),
«ШыкъумцIий»
(«Шикумций»)

4

Литератур
нэ
псысэхэр
(Литерату
рные
сказки)

Кешоков А. Сказка
«Бажэ пшынэ» («Лисья
гармонь»). Жириков З.
Сказка «Дыгъужь кIэн»
(«Волчья кость»).
«Зыкъэпщытэж.
Размышляем о
прочитанном»).
Ди проектхэр: «Псысэ
зэхыдолъхьэ»,
«ТхакIуэхэм я

2

Восприятие на слух поэтических и
прозаических
художественных
произведений (в исполнении учителя,
обучающихся); ответы на вопросы по
содержанию текста, отражение главной
мысли; соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения; краткий и
подробный устный и письменный
пересказ услышанного / прочитанного;
самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественно-выразительных средств
языка; высказывание своего отношения
к произведению; характеристика героя
произведения
с
использованием
художественно-выразительных средств
данного текста; нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих
героя и событие
Восприятие на слух и понимание
содержания
произведения;
слушание разножанровых произведений
фольклора
(загадки,
пословицы,
скороговорки, сказки); чтение вслух
произведений фольклора в темпе,
соответствующем
индивидуальным
возможностям
учащихся
и
позволяющем понимать прочитанное;
чтение про себя разножанровых
произведений
фольклора;
использование изучающего, поискового
и просмотрового видов чтения в работе
с
текстами
произведений;
использование умения читать про себя
как средства получения информации;
определение образной системы текста;
понимание звуковой и смысловой
стороны слова; выделение главного в
содержании текста; ответы на вопросы
по
содержанию
произведения;
подтверждение
своего
ответа
примерами из текста; выполнение
тестовых заданий
Использование умения читать про себя
как средства получения информации;
ориентирование в учебнике по его
элементам;
различение
жанров
фольклора;
определение
образной
системы текста; понимание звуковой и
смысловой стороны слова; выделение
главного в содержании текста; чтение
по ролям; нахождение в текст
портретных характеристик персонажей,
ответы
на
вопросы
по

псысэхэм дэ ди
хъыбархэр щIыдогъу».
(Проектная работа:
«Сочиняем сказку»,
«Дополняем авторскую
сказку»)

«Бжьыхьэ
»
(«Осень»)

Шогенцуков А. Рассказ
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Хахов С. Рассказ
«Щыхьым и жыг»
(«Дерево Шихым»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).
Тхамоков Б. Рассказ
«ТIрашэрэ
мыIэрысеймрэ»
(«Траша и яблоня»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

содержанию
произведения;
участие в инсценировке; выполнение
проектной работы е

2

Целенаправленное
слушание
речи
учителя, одноклассников, выделение из
нее
главной
и
второстепенной
информации; ответы на вопросы по
содержанию
услышанного
произведения и по последовательности
событий;
вычленение
цели
услышанного
высказывания;
постановка вопросов по прослушанному
тексту; участие в диалогах, соблюдение
культуры слушания; нахождение в
словарях
толкования
незнакомых
услышанных слов; чтение вслух
правильно и выразительно целыми
словами, учитывая индивидуальный
темп; устный и письменный пересказ
услышанного,
прочитанного;
определение логического ударения и
паузы, выделение интонацией главной
мысли; участие в выразительном чтении
вслух по ролям и чтении по цепочке;
чтение про себя в процессе первичного
ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и
повторного
изучающего
чтения;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимых
сведений;
выделение
в
тексте
стихотворения / рассказа нужной
(заданной) информации; характеристика
героев произведений;
определение средства художественной
выразительности (эпитеты, сравнения);
использование
приемов
интонационного чтения (выражение
радости, удивления, определение силы
голоса, выбор тона и темпа чтения);
вычленение в стихотворении слов,
передающих
настроение
автора,
картины природы, им созданные

«Дыкъэзы
ухъуреихь
дуней»
(«Мир
вокруг
нас»)

Шебзухов М. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
Куантов А. Рассказ
«ТхьэкIумэкIыхь
шырымрэ блэмрэ»
(«Зайчонок и змея»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Ди
мэзым» («У нас в
лесу»).
Журтов Б. Рассказ
«Джэджьей щ1ыху
ц1ык1у» («Синий
цыплѐнок»).
Шогенцуков А.
Стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый
Куша»).
Зыкъэпщытэж
(Размышляем о
прочитанном).

5

содержанию
услышанного
произведения и по последовательности
событий;
вычленение
цели
услышанного
высказывания;
составление
вопросов
по
прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры слушания;
нахождение в словарях толкования
незнакомых услышанных слов;
чтение вслух правильно и выразительно
целыми
словами,
учитывая
индивидуальный
темп
чтения;
самостоятельный выбор тона и темпа
выразительного чтения небольшого
текста;
определение
логического
ударения
и
паузы,
выделение
интонацией главной мысли; участие в
выразительном чтении вслух по ролям и
чтении по цепочке;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимых
сведений; выбор в тексте стихотворения
/
рассказа
нужной
(заданной)
информации; характеристика героев
произведений;
определение средств художественной
выразительности

Сабийхэм
я хьэлщэныр
(Поведени
еи
характер
детей)

Афаунов Л.
Стихотворение «Абу
цIыкIу» («Маленький
Абу»).
Налоев З.
Стихотворение «ПцIы
бупсмэ, уи пэжри я
фIэщ хъужыркъым»
(«Соврав однажды,
теряешь доверие»).
Хавпачев Х. Рассказ
«Умышынэ, дадэ» («Не
бойся, дедушка).
Шогенов Л.
Стихотворение «Дадэ и
нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»).
Кауфов Х. Рассказ
«ЦIыхугъэм и
къалэныр» («Значение
человечности»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

3

Восприятие на слух поэтических и
прозаических,
художественных
произведений; ответы на вопросы по
содержанию
текста;
определение
главной мысли, оценивание своей
эмоциональной реакции; формулировка
вопросов по прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры
слушания;
толкование
незнакомых
услышанных
слов,
используя словари; подробный и
краткий устный и письменный пересказ
услышанного, прочитанного; чтение
текста
выразительно;
ответы
на
вопросы по содержанию прочитанного
текста;
характеристика
героя
произведения; пересказ текста по плану;
нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразительности;
составление устного диалогического и
монологического высказывания;
использование в речи выразительных
средств
языка;
чтение
наизусть
стихотворения

«ЩIымаху Афаунов Л
Стихотворение «Япэ
э»
(«Зима») уэс» («Первый снег»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Бзу» («Птица»).
Ханфенов А.
Стихотворение
«ГуфIэгуэш»
(«Раздающий
радость»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«ЩIымахуэ
пщэдджыжь» («Зимнее
утро»).
Бианки В. Рассказ
«БажапцIэ».
(«Чернобурая лиса»)
(перевод Кармокова
Х.).
Малаева Ф. Рассказ
«Уэсгуащэм и удз
гъэгъахэр» («Цветы для
Снежной королевы»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)
«Лэжьыгъ Предание «Iуэху цIыкIу
эм цIыхур щыIэкъым…»
егъэлъапIэ («Маленьких дел не
бывает…»).
» («Труд
возвышае Сказка «Дыщэ сом»
(«Золотая монета»).
т
человека») Мазихов Б. Рассказ
«Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»).
Дабагов М.
Стихотворение
«ПхъащIэ цIыкIу»
(«Маленький
плотник»).
Гергов А.
Стихотворение «ПIытIэ
щхьэхынэ» («Ленивый
Пита»).
Шомахов А.
Стихотворение
«ЩIалэфI» («Хороший
парень»).
Хахов С. Рассказ «Iущ

4

Самостоятельное определение темы и
главной
мысли
произведения;
понимание вопросов, поставленных в
произведении; ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного
стихотворения; обоснование своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение его фрагментами или
отдельными
строчками
из
произведения; определение смысловых
особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью
интонирования; деление текста на
смысловые части, составление плана
текста и использование его для
пересказа;
определение
средства
изображения и выражения чувств героя;
чтение
выразительно
наизусть
стихотворение;
соблюдение
орфоэпических и интонационных норм
чтения с учетом ритмики стихов; чтение
предложений
с
интонационным
выделением знаков препинания

6

Выразительное чтение литературных
произведений,
с
использованием
интонации, пауз, темпа в соответствии с
особенностями художественного текста;
чтение художественного произведения /
его фрагментов по ролям; определение
темы произведения и еѐ уточнение
исходя из содержания произведения;
определение
главной
мысли
произведения; выделение слов и
предложений,
подтверждающих
позицию автора и главную мысль
произведения; составление плана текста
произведения: деление текста на части,
определение главной мысли каждой
части,
озаглавливание
частей;
составление
плана,
усваивание
алгоритма
учебных
действий;
подробный
пересказ текста
произведения или эпизода; выделение
ключевых предложений или слов;
определение особенности построения
предложений, пересказ абзацев и всего

«Гъатхэ»
(«Весна»)

цIыкIу»
(«Смышленный»).
Хагундоков Р.
Стихотворение
«Космонавт цIыкIу»
(«Маленький
космонавт»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ди проектхэр.
«Бзэрабзэ си адыгэбзэ»
(Наши проекты.
«Звучи, родной язык»)
Ханфенов А. Рассказ
«КъэхутакІуэ цІыкІу»
(«Маленький
изобретатель»).
Хаупа Дж.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Кунижева Х. Рассказ
«Март мазэ» («Месяц
март»).
Шогенов Х.
Стихотворение «Гъатхэ
нэщэнэ» («Приметы
весны»).
Мезов А.
Стихотворение «Мыщэ
жейнэд» («Медведь
соня»).
Кештов М «Бжэндэхъу
анэ» («Случай у
гнезда»).
Хакунов И.
Стихотворение «Гъатхэ
махуэ» («Весенний
день»).
Ацканов Р.
Стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Проверь себя»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

эпизода или произведения; чтение
художественного произведения / его
фрагментов по ролям; участие в
создании проектной работы; защита
проектных работ

5

Восприятие на слух художественного
произведения понимание основного
содержания и выделение информации
(фактов); умение
слушать
и
дополнять ответы одноклассников на
вопросы
по
содержанию
прослушанного
произведения;
понимание содержания произведения:
ответы
на
вопросы
к
тексту
произведения, подтверждение ответов
отрывками из текста, указывающими на
его
специфику
(жанр,
тему,
особенности языка автора); подробный
пересказ текста
произведения
или
эпизода; определение главной мысли,
выделение ключевых предложений или
слов,
особенности
построения
предложений, пересказ абзаца и всего
эпизода, произведения;
краткий пересказ по
ключевым
предложениям
в
каждом
абзаце;
характеристика
образов
героев
произведений; выразительное чтение
стихотворения наизусть

«Хэкур
хъумэныр
къалэн
лъапIэщ»
(«Защита
Родины –
святая
обязаннос
ть»)

«Гъэмахуэ
» («Лето»)

Кешоков А.
Стихотворение «Зеич
лантIэ» («Гибкая
кизиловая веточка»).
Канаметова Л. «Майм и
9-р ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэщ» (9 мая –
День Победы).
Карданов Б. Рассказ
«Лалинэ» («Лалина»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Сэ
зауэлIым сеупщIат» («Я
спрашивал у солдата»).
Эльгаров К.
Стихотворение
«ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэ» («Великий
День Победы»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Кармоков Х. Рассказ
«Лъэпщокъуэ и
бжьэхэр» («Пчѐлы
Тлепшоко»).
Журтов Б. Рассказ
«Гуэлым» («На озере»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Хьэрун дадэрэ ТIалэ
цIыкIурэ» («Дед Харун
и маленький Таля»).
Куготов М.
Стихотворение
«СурэтыщI»
(«Художник»).
Хахов С. Рассказ
«Къалэм къикIа щIалэ
цIыкIу» («Мальчик,
приехавший из
города»).
По сказке Кешокова А.
Пьеса «Бажэ пшынэ.
(«Лисья гармонь»).
Ногмов У.
Стихотворение
«Iэгъуапэ нэщI»
(«Пустой рукав»).
Балкизов Б
Стихотворение«Д
ыгъэ».
(«Солнце»).
Итоговая
контрольная

2

Понимание содержания произведения:
ответы на вопросы
по тексту,
подтверждение ответов словами из
текста,
указывающими
на
его
специфику (жанр, тему, особенности
языка автора); определение главной
мысли,
выделение
ключевых
предложений или слов, особенностей
построения предложений, пересказ
абзаца и всего эпизода, произведения;
краткий
пересказ
по
ключевым
предложениям в каждом абзаце; участие
в коллективном обсуждении;
дополнение ответов, используя текст;
характеристика героя произведения:
выразительное чтение стихотворения
наизусть; привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных
материалов;
выполнение тестовых
заданий

2

Чтение
текста
про
себя;
самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения,
понимание
поставленных
в
нем
вопросов; ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного
стихотворения; обоснование
своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение
точки
зрения
фрагментами
или
отдельными
строчками из произведения; деление
текста на смысловые части, составление
плана текста и использование его для
пересказа;
определение
средств
изображения и выражения чувств героя;
выразительное чтение стихотворения
наизусть; определение типов речи:
повествование, описание, рассуждение;
составление
плана
собственного
монологического
высказывания,
соблюдение
его
связности
и
логичности;
работа
в
парах,
аргументирование своей точки зрения;
выразительное чтение вслух, чтение про
себя, понимание смысла прочитанного
про себя текста;
нахождение в прочитанном тексте
нужной информации;
использование в общении средств
речевого этикета; развернутые ответы
на вопросы; устные сочинения по
картине

работа.

Поурочное планирование
Урокхэр

2 класс
Урокхэм я темэхэр

Унэм

Махуэ щекIуэкIынур
факт
щагъэзащIэ план
лэжьыгъэхэ
р

5

Хэзыгъэгъуазэ. Ныбжьэгъу Напэ 6-10
пэж.
ХьэцIыкIу
Хь
Адыгэбзэ. Джэрыджэ А.
IуэрыIуатэ (сыхь. 5)
«IуэрыIуатэ»
Iыхьэм Напэ 10-21
хэзышэ
псалъэмакъ.
Къуажэхьхэр.
Псалъэжьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
Нэщэнэхэр.
Таурыхъхэр.
Псысэхэр. Напэ 24-26
Дыгъужьыр,
Бажэр,
Адакъэр
Мыкласс
еджэныгъэ. Напэ 26-28
Аслъэнымрэ Дзыгъуэмрэ
Напэ 28-33
Мыщэмрэ Бажэмрэ

6

Бажэмрэ Кърумрэ

I

2

3

4

7

8

9
I0

I1

Напэ 33-36

5.09.2023

12.09.2023

19.09.2023

26.09.2023
03.10.2023
10.10.2023

Бжьыхьэ дыщафэ (сыхь. 4)
«Бжьыхьэ
дыщафэ» Напэ 42-49
17.10.2023
Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.
Бжьыхьэ.
Сурэтымк1э
жьры1уатэу
сочиненэ
КIэпхъ. Хьэту П.
Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ Напэ 49-52
24.10.2023
жыг зэрагъэкIар. Къардэн
Б.
Ди кхъужьейр. Къагъырмэс Напэ 52-60
31.10.2023
Б. Бжьыхьэр бейщ. Нало З.
Мыкласс еджэныгъэ. Мэз Напэ 54-57
14.11.2023
лъапэм. Брай А.
Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр (сыхь. 5)
«Ди
ныбжьэгъуфI Напэ 66-69 21.11.2023
псэущхьэхэр»
Iыхьэм Напэ 82-84
хэзышэ псалъэмакъ.
Си бажэ. АбытIэ В.
Цыжьбанэ. Къагъырмэс Б.

Напэ 69-72

12

Хьэмрэ Мыщэмрэ

13

Къуалэбзу
пшыналъэ. Напэ 72-76
Жаным Б.
Дэджьейм
и
Iэмалыр. Напэ 76-79
КIуантIэ Iэз.
Парийрэ КIущэрэ. Шэрджэс Напэ 79-81
Напэ 81-82
А. Шырэ. КIэщт М.

14
15

ЩIымахуэр щIыIэми, зэман
дахащэщ! (сыхь. 5)
16
«ЩIымахуэр
щIыIэми, Напэ 90-97
зэман дахащэщ!» Iыхьэм
хэзышэ
псалъэмакъ.
ЩIымахуэ. АфIэунэ Л.
17
Уэсыр джэдыгущ. Къардэн Напэ 98-99
Б.
Напэ
10018
Бацэ. Журт Б.
105
19
20

21

22

23

ИлъэсыщIэ. ЩоджэнцIыкIу Напэ105-108
I.
Напэ
106БзуупцIэ. Жаным Б.
108

28.11.2023
05.12.2023
12.12.2023
19.12.2023

26.12.2023

16.01.2024
23.01.2024
30.01.2024
06.02.2024

Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ (сыхь. 5)
116- 13.02.2024
гуфIэгъуэщ» Напэ
хэзышэ 120
IэщIагъэлI.

«Лэжьыгъэр
Iыхьэм
псалъэмакъ..
Къэжэр П.
Нанэ. Джаурджий Хь.
Бжэндэхъухэр
згъэгуфIэнущ. Къагъырмэс
Б.
Дыкъуэнагъ
насыпыфIэ.
Хьэнфэн А.

Напэ
123

121-

Напэ
126

123- 27.02.2024

20.02.2024

24

Зулий и жыг. Нало З. Тест Напэ
лэжьыгъэ
128

126-

05.03.2024

25

Ныбжьэгъу пэж. Къардэн Б. Напэ
132

129-

12.03.2024

26

Хэкум дрогушхуэ (сыхь. 4)
138- 19.03.2024
«Хэкум дрогушхуэ» Iыхьэм Напэ
хэзышэ псалъэмакъ. Ди 140
хэкур

27

28
29

Напэ
144

141-

02.04.2024

Напэ
148

146-

09.04.2024

Мыкласс
еджэныгъэ. Напэ
Адыгэ хабзхэм щыщ
152

150-

16.04.2024

Напэ
165

156-

23.04.2024

Напэ
167

166-

30.04.2024

Къалэм
сыщохьэщIэ.
Нэгумэ
У.
Сабиигъуэ.
ЩоджэнцыкIу А. СощI
сурэт. Ахъмэт М.
Пщэдджыжьыр къуажэм.
Гъубж М.

Къытхуеблагъэ, гъатхэ! (сыхь. 2)
30
«Къытхуеблагъэ, гъатхэ!»
Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.
ХъыбарегъащIэ
Гъатхэр
къэсыжащ. АфIэунэ Л Си
мамэ дыщэ. Къардэн Б.
Лиуан и бдзэжьей ещэкIэр.
Нало З.
31
Си мамэ. Къэжэр П. Б/З
Сочиненэ «Анэ»

32

33
34

Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ (сыхь. 3)
182- 07.05.2024
«Гъэмахуэ
тхъэжыгъуэ» Напэ
Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. 184
Бжьэпэм. Аброкъуэ Б.
Напэ
185- 14.05.2024
Мэз цIыкIум. Ушинский К
187
Гъэ
псом
къытегъэзэжын
лэжьыгъэ

яджам
Проект

28.04.2024

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».