Рабочая программа по родной ( кабардино-черкесской) литературе 3 класс

Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским)
языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском)

языке»

состоит

в

том,

что

кабардино-черкесская

литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает
тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
7. Содержание обучения в 3 классе.
7.1. Псалъапэ (Введение).
Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»).
А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,

стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ
«Ди щIыналъэр» («Наш край»).
7.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки).

Предание

«Насып»

(«Счастье»).

Сказка

«ШыкъумцIий»

(«Шикумций»).
7.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь
кIэн» («Волчья кость»).
7.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков,

рассказ

«Бжьыхьэ»

(«Осень»).

С. Жилетежев,

стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).

Б. Тхамоков,

рассказ

«ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ»

(«Траша

и яблоня»).
7.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ

«Мэзым» («В

лесу»).

А. Куантов, рассказ

«ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей
щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый Куша»).
7.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов,

стихотворение

«Абу

цIыкIу»

(«Маленький

Абу»).

З. Налоев, стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым»
(«Соврав однажды, теряешь доверие»). Х. Хавпачев, рассказ «Умышынэ,
дадэ»
(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение
человечности»).
7.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).

Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков,
рассказ

«Бзу»

(«Птица»).

А. Ханфенов,

стихотворение

«ГуфIэгуэш».

(«Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь».
(«Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод
Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для
Снежной Королевы»).
7.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).
Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»).
Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький
плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»).
А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ
«Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт
цIыкIу» («Маленький космонавт»).
7.9. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»).
Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март
мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета
весны»). А. Мезов, стихотворение

«Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»).

М. Кештов, рассказ «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов,
стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
7.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая
обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»).
Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов,
стихотворение

«Сэ

зауэлIым

сеупщIат»

(«Я

спрашивал

у

солдата»).

К. Эльгаров, стихотворение «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День
Победы»).

7.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).
Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»).
Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ
ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение
«СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу»
(«Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем
загадки). По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»).
У. Ногмов, стихотворение «Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов,
стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).
10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления

и

систематизации

литературных

впечатлений,

разнообразных

по эмоциональной окраске;
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение

правил

безопасного

поиска

в

информационной

среде

дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;

7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.
10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося
будут

сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и

художественного

текста,

при

характеристике поступков героев.

составлении

плана,

пересказе

текста,

10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведенного

анализа

текста

(классификации,

сравнения,

исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

схем,

самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

ошибок.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать

цель

совместной

деятельности,

коллективно

выстраивать

действия по еѐ достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать

процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая
скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
выборочного и смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый
ответ на вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять
прозвучавшие ответы новым содержанием;
работать

в

паре

(малой

группе)

над

элементарным

анализом

прочитанного произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;

знать

названия

изученных

произведений,

кратко

пересказывать

их

содержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
читать про себя в процессе первичного

ознакомительного

чтения,

повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного
текста;
составлять

самостоятельно

вопросы

по

содержанию прослушанного

или прочитанного текста;
использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
выявлять

особенности

кабардинского

речевого

этикета

и

понимать

их, использовать средства речевого этикета в общении;
называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание
текстов;
составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать
его связность и логичность;
слушать

высказывания

собеседника,

отвечать

на

его

вопросы

и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке».

Тематическое планирование (3 класс)
Псалъапэ Шоров Х.
(Введение) Стихотворение
«Тхылъым и лъэIу»
(«Просьба учебника»).
Шомахов А.
Стихотворение «Ди
хэкур» («Наша
Родина»). Канаметова
Л. Рассказ «Ди
щIыналъэр» («Наш
край»)

1

Псалъэжьхэр.
Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
(Пословицы. Загадки.
Скороговорки).
Сказки: «Насып»
(«Счастье»),
«ШыкъумцIий»
(«Шикумций»)

4

Адыгэ
IуэрыIуатэ
(Адыгское
устное
народное
творчеств
о)

Восприятие на слух поэтических и
прозаических
художественных
произведений (в исполнении учителя,
обучающихся); ответы на вопросы по
содержанию текста, отражение главной
мысли; соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения; краткий и
подробный устный и письменный
пересказ услышанного / прочитанного;
самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественно-выразительных средств
языка; высказывание своего отношения
к произведению; характеристика героя
произведения
с
использованием
художественно-выразительных средств
данного текста; нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих
героя и событие
Восприятие на слух и понимание
содержания
произведения;
слушание разножанровых произведений
фольклора
(загадки,
пословицы,
скороговорки, сказки); чтение вслух
произведений фольклора в темпе,
соответствующем
индивидуальным
возможностям
учащихся
и
позволяющем понимать прочитанное;
чтение про себя разножанровых
произведений
фольклора;
использование изучающего, поискового
и просмотрового видов чтения в работе
с
текстами
произведений;
использование умения читать про себя
как средства получения информации;
определение образной системы текста;
понимание звуковой и смысловой
стороны слова; выделение главного в
содержании текста; ответы на вопросы
по
содержанию
произведения;
подтверждение
своего
ответа
примерами из текста; выполнение
тестовых заданий

Литератур
нэ
псысэхэр
(Литерату
рные
сказки)

«Бжьыхьэ
»
(«Осень»)

Кешоков А. Сказка
«Бажэ пшынэ» («Лисья
гармонь»). Жириков З.
Сказка «Дыгъужь кIэн»
(«Волчья кость»).
«Зыкъэпщытэж.
Размышляем о
прочитанном»).
Ди проектхэр: «Псысэ
зэхыдолъхьэ»,
«ТхакIуэхэм я
псысэхэм дэ ди
хъыбархэр щIыдогъу».
(Проектная работа:
«Сочиняем сказку»,
«Дополняем авторскую
сказку»)
Шогенцуков А. Рассказ
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Хахов С. Рассказ
«Щыхьым и жыг»
(«Дерево Шихым»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).
Тхамоков Б. Рассказ
«ТIрашэрэ
мыIэрысеймрэ»
(«Траша и яблоня»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

2

Использование умения читать про себя
как средства получения информации;
ориентирование в учебнике по его
элементам;
различение
жанров
фольклора;
определение
образной
системы текста; понимание звуковой и
смысловой стороны слова; выделение
главного в содержании текста; чтение
по ролям; нахождение в текст
портретных характеристик персонажей,
ответы
на
вопросы
по
содержанию
произведения;
участие в инсценировке; выполнение
проектной работы е

2

Целенаправленное
слушание
речи
учителя, одноклассников, выделение из
нее
главной
и
второстепенной
информации; ответы на вопросы по
содержанию
услышанного
произведения и по последовательности
событий;
вычленение
цели
услышанного
высказывания;
постановка вопросов по прослушанному
тексту; участие в диалогах, соблюдение
культуры слушания; нахождение в
словарях
толкования
незнакомых
услышанных слов; чтение вслух
правильно и выразительно целыми
словами, учитывая индивидуальный
темп; устный и письменный пересказ
услышанного,
прочитанного;
определение логического ударения и
паузы, выделение интонацией главной
мысли; участие в выразительном чтении
вслух по ролям и чтении по цепочке;
чтение про себя в процессе первичного
ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и
повторного
изучающего
чтения;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимых
сведений;
выделение
в
тексте
стихотворения / рассказа нужной
(заданной) информации; характеристика
героев произведений;
определение средства художественной
выразительности (эпитеты, сравнения);
использование
приемов
интонационного чтения (выражение
радости, удивления, определение силы

голоса, выбор тона и темпа чтения);
вычленение в стихотворении слов,
передающих
настроение
автора,
картины природы, им созданные

«Дыкъэзы
ухъуреихь
дуней»
(«Мир
вокруг
нас»)

Шебзухов М. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
Куантов А. Рассказ
«ТхьэкIумэкIыхь
шырымрэ блэмрэ»
(«Зайчонок и змея»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Ди
мэзым» («У нас в
лесу»).
Журтов Б. Рассказ
«Джэджьей щ1ыху
ц1ык1у» («Синий
цыплѐнок»).
Шогенцуков А.
Стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый
Куша»).
Зыкъэпщытэж
(Размышляем о
прочитанном).

5

содержанию
услышанного
произведения и по последовательности
событий;
вычленение
цели
услышанного
высказывания;
составление
вопросов
по
прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры слушания;
нахождение в словарях толкования
незнакомых услышанных слов;
чтение вслух правильно и выразительно
целыми
словами,
учитывая
индивидуальный
темп
чтения;
самостоятельный выбор тона и темпа
выразительного чтения небольшого
текста;
определение
логического
ударения
и
паузы,
выделение
интонацией главной мысли; участие в
выразительном чтении вслух по ролям и
чтении по цепочке;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимых
сведений; выбор в тексте стихотворения
/
рассказа
нужной
(заданной)
информации; характеристика героев
произведений;
определение средств художественной
выразительности

Сабийхэм
я хьэлщэныр
(Поведени
еи
характер
детей)

Афаунов Л.
Стихотворение «Абу
цIыкIу» («Маленький
Абу»).
Налоев З.
Стихотворение «ПцIы
бупсмэ, уи пэжри я
фIэщ хъужыркъым»
(«Соврав однажды,
теряешь доверие»).
Хавпачев Х. Рассказ
«Умышынэ, дадэ» («Не
бойся, дедушка).
Шогенов Л.
Стихотворение «Дадэ и
нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»).
Кауфов Х. Рассказ
«ЦIыхугъэм и
къалэныр» («Значение
человечности»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

3

Восприятие на слух поэтических и
прозаических,
художественных
произведений; ответы на вопросы по
содержанию
текста;
определение
главной мысли, оценивание своей
эмоциональной реакции; формулировка
вопросов по прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры
слушания;
толкование
незнакомых
услышанных
слов,
используя словари; подробный и
краткий устный и письменный пересказ
услышанного, прочитанного; чтение
текста
выразительно;
ответы
на
вопросы по содержанию прочитанного
текста;
характеристика
героя
произведения; пересказ текста по плану;
нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразительности;
составление устного диалогического и
монологического высказывания;
использование в речи выразительных
средств
языка;
чтение
наизусть
стихотворения

«ЩIымаху Афаунов Л
Стихотворение «Япэ
э»
(«Зима») уэс» («Первый снег»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Бзу» («Птица»).
Ханфенов А.
Стихотворение
«ГуфIэгуэш»
(«Раздающий
радость»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«ЩIымахуэ
пщэдджыжь» («Зимнее
утро»).
Бианки В. Рассказ
«БажапцIэ».
(«Чернобурая лиса»)
(перевод Кармокова
Х.).
Малаева Ф. Рассказ
«Уэсгуащэм и удз
гъэгъахэр» («Цветы для
Снежной королевы»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)
«Лэжьыгъ Предание «Iуэху цIыкIу
эм цIыхур щыIэкъым…»
егъэлъапIэ («Маленьких дел не
» («Труд бывает…»).
возвышае Сказка «Дыщэ сом»
(«Золотая монета»).
т
человека») Мазихов Б. Рассказ
«Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»).
Дабагов М.
Стихотворение
«ПхъащIэ цIыкIу»
(«Маленький
плотник»).
Гергов А.
Стихотворение «ПIытIэ
щхьэхынэ» («Ленивый
Пита»).
Шомахов А.
Стихотворение
«ЩIалэфI» («Хороший

4

Самостоятельное определение темы и
главной
мысли
произведения;
понимание вопросов, поставленных в
произведении; ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного
стихотворения; обоснование своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение его фрагментами или
отдельными
строчками
из
произведения; определение смысловых
особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью
интонирования; деление текста на
смысловые части, составление плана
текста и использование его для
пересказа;
определение
средства
изображения и выражения чувств героя;
чтение
выразительно
наизусть
стихотворение;
соблюдение
орфоэпических и интонационных норм
чтения с учетом ритмики стихов; чтение
предложений
с
интонационным
выделением знаков препинания

6

Выразительное чтение литературных
произведений,
с
использованием
интонации, пауз, темпа в соответствии с
особенностями художественного текста;
чтение художественного произведения /
его фрагментов по ролям; определение
темы произведения и еѐ уточнение
исходя из содержания произведения;
определение
главной
мысли
произведения; выделение слов и
предложений,
подтверждающих
позицию автора и главную мысль
произведения; составление плана текста
произведения: деление текста на части,
определение главной мысли каждой
части,
озаглавливание
частей;
составление
плана,
усваивание
алгоритма
учебных
действий;
подробный
пересказ текста
произведения или эпизода; выделение
ключевых предложений или слов;

«Гъатхэ»
(«Весна»)

парень»).
Хахов С. Рассказ «Iущ
цIыкIу»
(«Смышленный»).
Хагундоков Р.
Стихотворение
«Космонавт цIыкIу»
(«Маленький
космонавт»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ди проектхэр.
«Бзэрабзэ си адыгэбзэ»
(Наши проекты.
«Звучи, родной язык»)
Ханфенов А. Рассказ
«КъэхутакІуэ цІыкІу»
(«Маленький
изобретатель»).
Хаупа Дж.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Кунижева Х. Рассказ
«Март мазэ» («Месяц
март»).
Шогенов Х.
Стихотворение «Гъатхэ
нэщэнэ» («Приметы
весны»).
Мезов А.
Стихотворение «Мыщэ
жейнэд» («Медведь
соня»).
Кештов М «Бжэндэхъу
анэ» («Случай у
гнезда»).
Хакунов И.
Стихотворение «Гъатхэ
махуэ» («Весенний
день»).
Ацканов Р.
Стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Проверь себя»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

определение особенности построения
предложений, пересказ абзацев и всего
эпизода или произведения; чтение
художественного произведения / его
фрагментов по ролям; участие в
создании проектной работы; защита
проектных работ

5

Восприятие на слух художественного
произведения понимание основного
содержания и выделение информации
(фактов); умение
слушать
и
дополнять ответы одноклассников на
вопросы
по
содержанию
прослушанного
произведения;
понимание содержания произведения:
ответы
на
вопросы
к
тексту
произведения, подтверждение ответов
отрывками из текста, указывающими на
его
специфику
(жанр,
тему,
особенности языка автора); подробный
пересказ текста
произведения
или
эпизода; определение главной мысли,
выделение ключевых предложений или
слов,
особенности
построения
предложений, пересказ абзаца и всего
эпизода, произведения;
краткий пересказ по
ключевым
предложениям
в
каждом
абзаце;
характеристика
образов
героев
произведений; выразительное чтение
стихотворения наизусть

«Хэкур
хъумэныр
къалэн
лъапIэщ»
(«Защита
Родины –
святая
обязаннос
ть»)

«Гъэмахуэ
» («Лето»)

Кешоков А.
Стихотворение «Зеич
лантIэ» («Гибкая
кизиловая веточка»).
Канаметова Л. «Майм и
9-р ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэщ» (9 мая –
День Победы).
Карданов Б. Рассказ
«Лалинэ» («Лалина»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Сэ
зауэлIым сеупщIат» («Я
спрашивал у солдата»).
Эльгаров К.
Стихотворение
«ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэ» («Великий
День Победы»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Кармоков Х. Рассказ
«Лъэпщокъуэ и
бжьэхэр» («Пчѐлы
Тлепшоко»).
Журтов Б. Рассказ
«Гуэлым» («На озере»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Хьэрун дадэрэ ТIалэ
цIыкIурэ» («Дед Харун
и маленький Таля»).
Куготов М.
Стихотворение
«СурэтыщI»
(«Художник»).
Хахов С. Рассказ
«Къалэм къикIа щIалэ
цIыкIу» («Мальчик,
приехавший из
города»).
По сказке Кешокова А.
Пьеса «Бажэ пшынэ.
(«Лисья гармонь»).
Ногмов У.
Стихотворение
«Iэгъуапэ нэщI»
(«Пустой рукав»).
Балкизов Б
Стихотворение«Д
ыгъэ».
(«Солнце»).
Итоговая

2

Понимание содержания произведения:
ответы на вопросы
по тексту,
подтверждение ответов словами из
текста,
указывающими
на
его
специфику (жанр, тему, особенности
языка автора); определение главной
мысли,
выделение
ключевых
предложений или слов, особенностей
построения предложений, пересказ
абзаца и всего эпизода, произведения;
краткий
пересказ
по
ключевым
предложениям в каждом абзаце; участие
в коллективном обсуждении;
дополнение ответов, используя текст;
характеристика героя произведения:
выразительное чтение стихотворения
наизусть; привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных
материалов;
выполнение тестовых
заданий

2

Чтение
текста
про
себя;
самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения,
понимание
поставленных
в
нем
вопросов; ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного
стихотворения; обоснование
своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение
точки
зрения
фрагментами
или
отдельными
строчками из произведения; деление
текста на смысловые части, составление
плана текста и использование его для
пересказа;
определение
средств
изображения и выражения чувств героя;
выразительное чтение стихотворения
наизусть; определение типов речи:
повествование, описание, рассуждение;
составление
плана
собственного
монологического
высказывания,
соблюдение
его
связности
и
логичности;
работа
в
парах,
аргументирование своей точки зрения;
выразительное чтение вслух, чтение про
себя, понимание смысла прочитанного
про себя текста;
нахождение в прочитанном тексте
нужной информации;
использование в общении средств
речевого этикета; развернутые ответы
на вопросы; устные сочинения по

контрольная
работа.

картине

Поурочное планирование ( 3 класс)
Урок
-хэр

3 классУрокхэм я темэхэр

Унэм

Махуэ щекIуэкIынур

щагъэзащIэ план
лэжьыгъэхэ
р

Щомахуэ А. «Ди хэкур»
Къагъырмэс Б. «Сабий уэрэд»
Ди щIыналъэр
IуэрыIуатэ (сыхь. 4)
2
«IуэрыIуатэ» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ. Къуажэхьхэр.
Псалъэжьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
3
Насып

Напэ 4-10

5.09.2023

Напэ 11-14

12.09.2023

Напэ15-17

19.09.2023

Мыкласс еджэныгъэ.
ШыкъумцIий
Жырыкъ Заур «Дыгъужь кIэн»

Напэ18-21

26.09.2023

Напэ22-35

03.10.2023

I

4
5

Бжьыхьэ (сыхь. 2)
6
«Бжьыхьэ дыщафэ» Iыхьэм
хэзышэ псалъэмакъ.
ЩоджэнцIыкIу I. «Бжьыхьэ»
Сурэтымк1э жьры1уатэу
сочиненэ Жылэтеж С.
«Бжьыхьэ хадэ»
7
Хьэх С. «Щыхьым и жыг»

Напэ 42-46

10.10.2023

Напэ46-47

17.10.2023

Напэ 54-57

24.10.2023

Напэ58-59

31.10.2023

Напэ 60-61

14.11.2023

Напэ 62-64
Журт Б. «Джэджьей щIыху
цIыкIу»
Напэ65-66
12
ЩоджэнцIыкIу А. «КIущэ
нагъуэ»
Сабийхэм я хьэл-щэныр (сыхь. 3)
Напэ 70-73
13
«Сабийхэм я хьэл-щэныр»
Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.
АфIэунэ Л. «Iэбу цIыкIу» Нало

21.11.2023

Дыкъэзыухъуреихь дунейр (сыхь. 5)
8
«Дыкъэзыухъуреихь дунейр»
Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.
Шыбзыхъуэ М. «Мэзым»
9
КIуантIэ I. «ТхьэкIумэкIыхь
шырымрэ блэмрэ»
10
Къагъырмэс Б. «Ди мэзым»
11

28.11.2023

05.12.2023

факт

З. «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я
фIэщ хъужыркъым»
14
ХьэхъупащIэ Хь. «Умышынэ,
дадэ» Щоджэн Л. «Дадэ и
нэгъуджэ»
15
КхъуэIуфэ Хь. «ЦIыхугъэм и
къалэныр»
ЩIымахуэ (сыхь. 4)
16
«ЩIымахуэ!» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ. АфIэунэ Л. «Япэ
уэс» Хьэнфэн А. «ГуфIэгуэш»
17
Тхьэмокъуэ Б. «Бзу»
18

Бианки В. «БажапцIэ»

19

Б/З Сочиненэ «Щ1ымахуэ»

Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ
(сыхь. 6)
20
Сочиненэр тхын
«Лэжьыгъэм цIыхур
егъэлъапIэ» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ. «Iуэху цIыкIу
щыIэкъым….»
21
22
23

24

12.12.2023

Напэ 78-79

19.12.2023

Напэ 84-85
Напэ 89-90

26.12.2023

Напэ86-88

16.01.2024

Напэ91-93

23.01.2024
30.01.2024

Напэ98-101

Мыкласс еджэныгъэ. Дыщэ
сом
Мэзыхьэ Б. «Уэт лIы!»

Напэ102-103

Дэбагъуэ М. ПхъащIэ цIыкIу
Джэрыджэ А. «ПIытIэ
щхьэхынэ»
Хьэх С. «Iущ цIыкIу»

Напэ106-108

Хьэгъундокъуэ Р. «Космонавт
цIыкIу» Проект.
Гъатхэ (сыхь. 5)
26
«Гъатхэ» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ. Хьэнфэн А.
«КъэхутакІуэ цІыкІу»
27
ХьэIупэ Дж. Гъатхэ Къуныжь
Хь. «Март мазэ»
28
Щоджэн Хь. «Гъатхэ нэщэнэ»
IутIыж Б. «Гъэрэ щIырэ» Тест
лэжьыгъэ
29
Мэз А. «Мыщэ жейнэд»
Хьэкъун И. «Гъатхэ махуэ»
25

Напэ74-78

Напэ104-105

06.02.2024

13.02.2024
20.02.2024
27.02.2024

Напэ110-113

05.03.2024

Напэ114-115

12.03.2024

Напэ120-123

19.03.2024

Напэ124-127

02.04.2024

Напэ128-130

09.04.2024

Напэ130-131

16.04.2024

Напэ133-134
30

КIэщт М. «Бжэндэхъу анэ»

Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ
(сыхь. 2)
31
«Хэкур хъумэныр къалэн
лъапIэщ» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ.
КIыщокъуэ А. «Зеич лантIэ»
Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэщ. Елгъэр К.
«ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ»
32
Къардэн Б. «Лалинэ»

Напэ131-132

23.04.2024

Напэ140-142
Напэ142-143
Напэ146-147

30.04.2024

Напэ144-145

07.05.2024

Напэ148-150

14.05.2024

Напэ151-154

28.04.2024

Гъэмахуэ (сыхь. 2)
33

34

«Гъэмахуэ» Iыхьэм хэзышэ
псалъэмакъ. Лъэпщокъуэ и
бжьэхэрПроект
Журт Б. «Гуэлым» Гъэ псом
яджам къытегъэзэжын

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».