Рабочая программа учебный курс 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты обучения представлены тремя
блоками: личностные, предметные и метапредметные.
Личностные результаты освоения программы предполагают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные результаты освоения программы направлены на освоение обучающимися
теоретического материала, а также формирования специфических для данной предметной области
умений. Предусматриваются виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, преобразованию и применению этих знаний в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях. Кроме того, предметные результаты включают формирование научного
типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Метапредметные результаты подразумевают овладение различными видами
деятельности по получению нового знания (умение добывать информацию из различных
источников, обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и
интерпретировать, умело применять на практике). Помимо того, метапредметные результаты
подразумевают определение проблем и причин их возникновения; способность формировать и
отстаивать собственное мнение; выявлять причинно-следственные связи различных процессов,
принимать решения по их устранению; использование коммуникативных навыков при разработке
стратегии решения экологических проблем, умение работать в команде, аргументировать и
представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и другие.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Ученик научится», ориентируют на то,
какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидают от
учащегося. В этот блок включён базовый круг учебных вопросов и задач, овладение которыми
необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены
подавляющим большинством обучающихся.
В блоке «Ученик получит возможность научиться» приводятся планируемые
результаты повышенного уровня, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, расширяющих и углубляющих понимание основного учебного материала.
Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут
продемонстрировать только отдельные наиболее способные и мотивированные на обучение
школьники
Личностные результаты освоения курса
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки экология и смежный с ней наук.
Выстраивание собственного целостного мировоззрения.
Осознание потребности и готовности к самообразованию.
Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения сохранения здоровья.
Оценивание экологического риска во взаимоотношениях человека и природы.
Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы.
Предметные результаты обучения
Учащимся важно знать/понимать:
Чему учится человек у природы. Что изучает экология. Почему экологические проблемы так
сложны.
Что природу можно рассматривать как систему. О взаимосвязи компонентов природы. Что
такое экосистема.
Причины, по которым сокращается богатство флоры и фауны. Зачем нужна Красная книга, и
какие биологические виды в нее занесены. Роль ботанических садов и зоопарков в деле
сохранения растений и животных. Какими путями можно сохранить многообразие природы.
Правила содержания животных.
Какой экологически-чистый источник энергии используют растения. Как образуются
органические вещества в природе. Как можно использовать солнечную энергию.
Почему в природе не образуются отходы. Почему накапливаются отходы в результате
деятельности человека и чем они опасны. Что такое классы опасности отходов и какие они
бывают. Какие существуют пути утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), какой из них
предпочтительнее и почему. Что такое экомаркировка.
Что такое биоразнообразие, и для чего его нужно сохранять. Что приводит снижению
биоразнообразия, и какими путями оно сохраняется.
Что относится к особо охраняемым
природным территориям.
Что такое почва, из чего она состоит и как она образуется. От чего зависит плодородие почвы.
Какие бывают почвы, и чем они отличаются. Какие опасности угрожают почве и как ее сохранить.
Об экологических проблемах использования тепловой и электрической энергии. О том, какие
традиционные и альтернативные источники энергии используются, их достоинствах и
недостатках. Сколько и на какие цели затрачивается электрическая энергия в быту. Как
минимизировать экологический вред при использовании тепловой и электрической энергии.
Какие уникальные свойства есть у воды, позволившие стать основой жизни на Земле. О
запасах пресной воды есть на Земле. Сколько мы расходуем воды и на что. Какие бывают
загрязнители воды и как они влияют на живые организмы и экосистему в целом. Как происходит
самоочищение водоемов и почему оно не всегда может справиться с загрязнением. Как очистить
воду и как предотвратить попадание вредных веществ в воду.
Какие загрязнители атмосферы существуют. Как они влияют на наше здоровье и окружающую
среду. Что такое парниковые газы и как они влияют на изменение климата. Как образуются в
атмосфере пыль, аэрозоль, смог и чем они опасны. Какие существуют биоиндикаторы чистоты
воздуха. Как повлиять на сохранение чистоты воздуха.
Значение понятия «экологический мониторинг», его цели, особенности его организации и
проведения, историю развития. Виды и подсистемы экологического мониторинга, принципы
классификации видов экологического мониторинга.
Основные методы экологического мониторинга. Методы и методики исследования
загрязнения объектов окружающей среды.
Понятие о биоиндикации. Виды биоиндикации. Понятие о фитоиндикации и
фитоиндикаторах. Возможности методов фитоиндикации. Морфологические изменения растений,
используемые в биоиндикации.
Виды растений и животных, являющихся индикаторами состояния окружающей среды. Знать
содержание этапов картирования загрязнения.
Понятие о лишайниках и методе лихеноиндикации. Строение лишайника. Типы лишайников.
Влияние химических веществ на лишайники. Изменения на морфологическом и анатомофизиологическом уровнях. Методы учёта лишайников. Достоинства и недостатки
лихеноиндикации как метода изучения загрязнения окружающей среды.

Понятие о флуктуирующей асимметрии. Асимметрия листового аппарата как показатель
стрессовых факторов. Требования к видам-биоиндикаторам. Методы оценки стрессового
воздействия на растения: морфологические и физиолого-биохимические. Модельные объекты.
Понятие о газоустойчивости и газочувствительности растений. Адаптация растений к
действию газов. Механизмы устойчивости растений неблагоприятным факторам. Биологическая,
анатомо-морфологическая и физиолого-биохимическая газоустойчивость. Влияние климатических
условиях территории на газоустойчивость растений. Группы устойчивости растений.
Что снежный покров может выступать индикатором процессов закисления природных сред.
Методика работы со снежными пробами. Количественное и качественное определение
загрязняющих веществ.
Понятие о гидробиологическом анализе. Гидробиологический анализ как биологический
метод оценки качества воды. Показатели степени загрязнения. Расчётные индексы в
экологическом мониторинге.
Особенности населения почвы и факторы его разнообразия. Содержание методики работы
с пробами зообентоса. Влияние техногенного загрязнения на почвенных беспозвоночных. Основы
фаунистической биоиндикации.
Учащимся важно уметь:
Осуществлять эколого-просветительские проекты по проблемам энергосбережения, сохранения
почв, мусора. Разрабатывать проекты озеленения своего микрорайона. Выполнять практические
проекты по озеленению пришкольной территории, сохранению биоразнообразия.
Работать со специальным лабораторным оборудованием. Работать с записями, отчётами
дневников исследований как источниками информации.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних животных, твердых
коммунальных отходов, рационального использования воды в быту.
Подсчитывать количество сэкономленных ресурсов и уменьшения количества выброса вредных
веществ при переработке ТКО. Извлекать необходимую информацию из обозначений на упаковке
товаров для его дальнейшей утилизации; Быть экологически грамотным покупателем; Правильно
проводить раздельный сбор ТКО.
Подсчитывать энергопотребленние. Экономить электроэнергию и воду в быту.
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризуемых
объектов, сред обитания. Определять физико-химические параметры изучаемых объектов и сред
обитания. Проводить картирование загрязнённых участков.
Оценивать степень загрязненности воды, состояние чистоты воздуха и почвы, основываясь на
состоянии биоиндикаторов. Проводить биоиндикацию чистоты воздуха с помощью лишайников и
сосны
Осуществлять мониторинг загрязнения различных сред обитания (наземно-воздушной, водной,
почвенной) на основе применения адекватных методов исследования. Исследовать поток
автомобилей и оценивать их влияние на количество смога.
Проводить оценку состояния среды на основе метода флуктуирующей асимметрии.
Проводить оценку состояния древесной растительности. Осуществлять изучение состояния
растительности территории. Составлять карты газоустойчивости древесно-кустарниковой
растительности. Определять возможность деревьев и кустарников снижать количество пыли в
воздухе.
Очищать воду от посторонних примесей. Определять класс качества вод на основе применения
методов фито- и зооиндикации. Использовать методы биоиндикации и биотестирования для
определения качества воды. Оценивать экологическое состояние водоёма.
Определять механический состав почвы, её влажность, цвет, сложение. Проводить простейшее
химическое исследование почвы. Определять кислотность почвы. Устанавливать зависимость
между физико-химическими свойствами почвы и численностью беспозвоночных. Проводить
экспресс-методы оценки токсичности почвенной среды с помощью биотестов.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних животных, твёрдых
коммунальных отходов, рационального использования воды в быту и др.

Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя следующий спектр
умений:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в
учебно-познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Планирование —
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвидение результатов
и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Контроль — сравнение способов действий и результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция — внесение
необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся,
учителем, товарищами.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что необходимо
усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора. Саморегуляция — способность к мобилизации сил, воли и преодолению
препятствий.
Ученик научится
 целеполаганию,
включая
постановку целей, преобразование
практических
задач
в
познавательные;
 самостоятельно
анализировать
условия
достижения цели на основе
поставленных
учителем
ориентиров выполнения действий
при изучении нового материала;
 планировать
пути
достижения целей;
 устанавливать
целевые
приоритеты;
 адекватно самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения действия и вносить

Регулятивные УУД
Ученик получит возможность научиться
 самостоятельно ставить новые учебные цели и
задачи;
 при
планировании
достижения
целей
самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ;
 осознанно управлять своим поведением и
деятельностью,
направленной
на
достижение
поставленных целей;
 осуществлять рефлексию в отношении действий по
решению учебно-познавательных задач;
 адекватно
оценивать
свои
возможности
достижения цели определённой сложности в различных
сферах самостоятельной деятельности;
 прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности на пути достижения намеченных целей.

необходимые коррективы;
 прогнозировать
развитие
процесса.
Познавательные универсальные учебные действия предполагают формирование таких
умений, как:
1. Умение определять понятия, проводить обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить на их основе логические рассуждения,
умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать различные формы представления
учебного материала (текст, знаки, символы, модели, схемы и др.) для решения учебнопознавательных задач.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять экологические
знания в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
4. Владение знаниями поиска информации при работе с различными информационными
источниками.
Познавательные УУД
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
 планировать и выполнять  ставить проблему, аргументировать её актуальность;
учебное исследование и учебный
 самостоятельно проводить исследование на основе
проект, используя оборудование, применения методов наблюдения и эксперимента;
модели, методы и приёмы,
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
адекватные
исследуемой событий, процессов, объектов;
проблеме;
 организовывать исследование с целью проверки
 проводить наблюдение и гипотез;
эксперимент под руководством
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и
учителя;
выводы на основе аргументации;
 осуществлять
выбор  самостоятельно задумывать, планировать и выполнять
наиболее эффективных способов учебное исследование, учебный и социальный проект;
решения задач в зависимости от
 осуществлять самостоятельный поиск необходимой
конкретных условий;
информации в различных источниках (нормативно обобщать
понятия
— регламентирующей литературе, справочниках, научноосуществлять
логическую популярных изданиях, ресурсах Интернета и др.
операцию перехода от понятия с источниках) и применять ее при проведении собственных
меньшим объёмом к понятию с исследований;
большим объёмом;
 осознавать свою ответственность за достоверность
 выбирать
источники полученных знаний, за качество выполненного проекта.
информации
(статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные
базы
данных),
адекватные
решаемым задачам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов —
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
2. Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов друг друга. Разрешение конфликтов —
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения

конфликта, принятие решения и его реализация. Управление поведением партнёра — контроль,
коррекция, оценка его действий.
3. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
Ученик получит возможность научиться
 устанавливать
и
сравнивать
 учитывать разные мнения, интересы и обосновывать
разные точки зрения при выборе собственную позицию;
решения; формулировать собственное
 понимать относительность мнений и подходов к
мнение и позицию, аргументировать и решению проблемы;
координировать её с позициями
 брать на себя инициативу в организации
партнёров в сотрудничестве при совместного действия (деловое лидерство);
выработке
общего
решения
в
 оказывать поддержку и содействие партнёрам по
совместной деятельности;
совместной деятельности;
 организовывать и планировать
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта
учебное сотрудничество с учителем и интересов и позиций всех участников, осуществлять
сверстниками, определять цели и поиск
альтернативных
способов
разрешения
функции
участников,
способы конфликтов; договариваться и приходить к общему
взаимодействия; планировать общие решению в совместной деятельности, в том числе в
способы работы;
ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
 осуществлять взаимный контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных
задач;
владеть
устной и письменной речью; строить
монологическое
контекстное
высказывание;
 осуществлять
контроль,
коррекцию, оценку действий партнёра,
уметь убеждать;
 основам
коммуникативной
рефлексии.

 осуществлять коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных действий и действий
партнёра;
 в процессе коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнёру
необходимую
информацию
как
ориентир
для
построения действия;
 следовать морально-этическим и психологическим
принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности
другого,
адекватного
межличностного
восприятия,
готовности
оказывать
помощь
и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Понимаем природу
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек учится у природы.
Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни природы. Какие науки изучают природу.
Что изучает наука экология. Почему экологические проблемы так сложны. Природа — это
система. Учимся применять системный подход. Взаимосвязь компонентов в природе. Что такое
экосистема. Аквариум — искусственная экосистема.
Модуль 2. Сохраняем природу
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить растительный и животный
мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой. Организация подкормки».
Экскурсия в зоопарк. Изготовление домиков для летучих мышей. Выявление и паспортизация
старовозрастных
деревьев.
Ответственность
человека
за
прирученных
животных.
Социологический опрос населения по проблеме содержания собак в городе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов
№ п/п

Название темы

Основное содержание

Теоретиче Практичес
ских

ких

Модуль 1. Понимаем природу (15 ч)
1

Как появились научные
знания о природе. Роль
природы в жизни человека

2

Человек учится у природы

3

Воздействие человека на
природу. Роль человека в
жизни природы
Проект «Озеленение
пришкольной территории»

4—5
6

Какие науки изучают природу.
Что изучает наука экология

7

Почему экологические
проблемы так сложны
Природа — это система

8

9

Учимся применять
системный подход

10

Взаимосвязь компонентов в
природе

11

Что такое экосистема

12

Аквариум — искусственная
экосистема
Итоговое обобщение
Природа — наш дом. Экология
— наука о доме. Экологические
проблемы Земли.

13—
15

Появление знания о природе.
Безграничность процесса познания.
Роль природы в жизни человека.
Лекарственные растения. Животные
— помощники и друзья человека
Изучение природных «изобретений»
человеком. Наука бионика
Воздействие человека на
природу. Роль человека в жизни
природы
Проект «Озеленение пришкольной
территории»
Науки, изучающие природу.
Экология. Экологические проблемы.
Саморегуляция, как важное свойство
природы
Последствия экологических проблем.
Экологические проблемы в России
Система. Компоненты системы.
Природа — открытая и
развивающаяся система
Использование системного
подхода при изучении природы.
Мегамир, макромир, микромир
Взаимосвязь компонентов природы.
Влияние деятельности человека на
взаимосвязи в природе
Экосистема. Компоненты
экосистемы. Производители.
Потребители. Разрушители. Пищевые
цепи
Практическая работа «Аквариум
как система»
Задания на формирование
функциональной грамотности

1

1
1

2
1

1
1

1

1

1

1
3

Модуль 2. Сохраняем природу (19 ч)
16

Почему исчезают растения и
животные

17

Красная книга

18

Как сохранить растительный
и животный мир

19

Сбор кормов для подкормки
птиц и зверей зимой.

20—

Экскурсия в зоопарк

21
22—
23
24—
25

Изготовление домиков для
летучих мышей
Выявление и паспортизация
старовозрастных деревьев

26

Ответственность человека за
приручённых животных

27—

Социологический опрос
населения по проблеме
содержания собак в городе
Итоговое обобщение
Сохраняем природу.
Красная книга. Значение
сохранения разнообразия видов
растений и животных.
Резервное время

28
29—
30

31-34

Систематика. Вид. Причины
исчезновения видов живых
организмов
Международный союз охраны
природы. О чём рассказывает
Красная книга. Красная книга
Российской Федерации
Деятельность человека,
направленная на сохранение
природы. Общественные
организации по охране природы
Проект «Сбор кормов для
поддержки птиц и зверей зимой».
Организация подкормки.
Правила наблюдения за животными.
Экскурсия в зоопарк. Наблюдение
на птицами на кормушке
Практическая работа
«Изготовление домиков для летучих
мышей»
Практическая работа «Поиск,
выявление и паспортизация
старовозрастных деревьев
Порода. Домашние животные.
Правила ухода за домашними
животными
Социологический опрос населения
по проблеме содержания собак в
городе
Задания на формирование
функциональной грамотности

1

Повторение

2

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

Календарно – тематическое планирование
Класс 5
Учитель Турова Жанна Жанситовна
Количество часов по учебному плану
Всего 34часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом ООО второго поколения, на основе примерной образовательной программы
учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (предметная область
«Естественно-научные предметы») для 5-9 классов образовательных организаций, реализующих
образовательные программы основного общего образования. (2020г.)
№ п/п

Название темы

Количе
ство
часов
Модуль 1. Понимаем природу (15 ч)

Как появились научные знания о природе. Роль
природы в жизни человека
Человек учится у природы

1

1

4—5

Воздействие человека на природу. Роль человека в
жизни природы
Проект «Озеленение пришкольной территории»

6

Какие науки изучают природу. Что изучает наука экология

1

7

Почему экологические проблемы так сложны

1

8

Природа — это система

1

9

Учимся применять системный подход

1

10

Взаимосвязь компонентов в природе

1

11

Что такое экосистема

1

12

Аквариум — искусственная экосистема

1

13—15

Итоговое обобщение
3
Природа — наш дом. Экология — наука о доме.
Экологические проблемы Земли.
Модуль 2. Сохраняем природу (19 ч)

16

Почему исчезают растения и животные

1

17

Красная книга

1

18

Как сохранить растительный и животный мир

1

19

Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой.

1

1
2
3

1

2

Дата проведения
По плану

По факту

20—21

Экскурсия в зоопарк

2

22—23

Изготовление домиков для летучих мышей

2

24—25

Выявление и паспортизация старовозрастных деревьев

2

26

Ответственность человека за приручённых животных

1

27—28

Социологический опрос населения по проблеме содержания 2
собак в городе

29—30

Итоговое обобщение.
Сохраняем природу.
Красная книга. Значение сохранения разнообразия видов
растений и животных.
Резервное время

31-34

2

4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».