Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры России 5 классы

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Личностными результатами освоения ОДНКНР являются:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его
ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста,
национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного
типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые
успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов
и жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:

* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образ.

Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Раздел 1. В мире культуры (2 ч.)
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 ч.)
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и
пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (13 ч.)
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история
иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции
буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч.)
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. (2 ч.)
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.

Календарно-тематическое планирование
Рабочая программа предназначена для изучения курса Основы духовно-нравственной
культуры народов России в 5 классе, составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой
обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» предполагается в четвертом и пятом классах. Рабочая программа составлена на
основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры
народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова . Выбор данной программы и учебнометодического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в
программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие
систему универсальных учебных действий, создает механизмы реализации требований
ФГОС и воспитания личности.
УМК: ФГОС 2012 Виноградова Н.Ф., Власенко В,И., Поляков А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
Вентана-Граф, 2019., В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников
«Алгоритм успеха»

№ урока

тема

Количест
во часов

Введение

1

Введение

1
4
2

8-9

1.В мире культуры
Величие многонациональной
российской культуры.
Человек-творец и носитель
культуры.
2. Нравственные ценности российского
народа
«Береги
землю родимую, как мать
любимую»
Жизнь ратными подвигами полна

10-11

В труде – красота человека

2

12-13

«Плод добрых трудов славен»

2

14-15

Люди труда

2

16-17

Бережное отношение к природе

2

18-19

Семья – хранитель духовных ценностей

2

1
2-3
4-5

6-7

2

Дата
проведения
план
факт

07.09

07.09

14.09
21.09
28.09
05.10

14.09
21.09
28.09
05.10

12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01

12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01

14
2
2

25.01

25.01

3.Роль религии в развитии культуры.

5

20-21

Роль религии в развитии культуры.

2

01.02
08.02

01.02
08.02

22-23

Культурное наследие христианской Руси.

2

24-25

Культура ислама.

2

26-27

Иудаизм и культура.

2

28-29

Культурные традиции буддизма.

2

15.02
22.02
29.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04

15.02
22.02
29.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04

4.Как сохранить духовные ценности.

3

30-31

Забота государства о сохранении духовных 2
ценностей

18.04
25.04

18.04
25.04

32-33

Хранить память предков.

2

5.Твой духовный мир

1

02.05
10.05
16.05

02.05
10.05
16.05

Что составляет твой духовный мир.

1

23.05

23.05

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке Ваших данных — в политике конфиденциальности.
Меню детей ОВЗ 1 - 4 кл. на 2023-10-16-smlx.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».