География
Аннотация
к рабочей программе по географии 5-9 класс
Рабочая программа по
географии для обучающихся 5-9 классов основного общего образования (базовый
уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования. Программой по географии для 5-9 классов линии учебнометодических
комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В.,
Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.
Программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное
распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии
с целями изучения географии, которые определены стандартом
Обучение
географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия
современного географического пространства на разных его уровнях (от локального
до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и
природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных
природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей
среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических,
универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих
безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей
среде
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с
пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о
сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• понимание
закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья
человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования
в их взаимозависимости;
• формирование
опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные
достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции,
использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом
пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты
природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по
реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе
создания собственных географических
продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
• выработка у обучающихся понимания общественной
потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к
географии как возможной области будущей практической деятельности.
Учебники,
реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
Учебно-методическое
обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК
(учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора
А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
География.5-6
классы: учеб. для образовательных организаций. А.И. Алексеев и др.- М:
Просвещение,2020
География
7класс: учеб. для общеобразовательных. организаций. А.И. Алексеев и др. – М.:
Просвещение, 2020
География 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций.
А.И. Алексеев и др. – М.:» Просвещение,
География. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций.
А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. -М.: Просвещение ,2022
Место
учебного предмета «География» в учебном плане
Федеральный базисный
учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе
основного общего образования в объѐме 272 часа. На изучение курса «география»
в 5 классе 34часа (1 час в неделю),
в 6 классе -34
часа (1 час в неделю),
в 7- 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе 68часов (2 часа в неделю);
в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю)
Планируемые
результаты изучения учебного предмета
Личностным
результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие
личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной
школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации,
готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном
и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства
Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового
географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства
России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей
общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
- гармонично
развитые социальные чувства и качества:
• умение
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей
среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему
региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей
профессиональной траектории с собственными интересами и возможностями.
Метапредметными
результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
- способности к
самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять
еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы
•
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта);
• подбирать к
каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
• работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, приборы, компьютер);
• планировать свою индивидуальную образовательную
траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь
с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);
• свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• в ходе представления проекта давать оценку его
результатам;
•
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
• уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной
деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно
значимыми представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
в классной и индивидуальной учебной деятельности;
• уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности;
• организация
своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
Познавательные
УУД
- формирование и развитие посредством географического
знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
Коммуникативные
УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами;
• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль Предметными результатами изучения курса «География»
5-9-х классах являются следующие умения:
5
класс
• осознание роли географии в познании окружающего
мира:
- объяснять роль различных источников географической
информации
• освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и
движения Земли;
- формулировать
природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений.
• использование
географических умений:
- находить в
различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов
на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристики компонентов природы
6
класс
• осознание роли географии
в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической
информации.
• освоение
системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
- объяснять
географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять
воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять,
описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности
человека;
- различать
типы земной коры;
- выявлять
зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять
главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать
географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов
на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы.
• использование
карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических
объектов.
7
класс
• осознание роли географии
в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических
открытий и путешествий.
• освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений,
характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их
изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической
зональности и высотной поясности;
- определять
географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением,
природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях
• использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии
народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках
информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный
потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
• использование
карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки
географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
• понимание
смысла собственной действительности:
8
класс
• осознание роли географии в познании окружающего
мира:
- объяснять основные географические закономерности
взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении
проблем гармоничного развития
- пользоваться различными источниками географической
информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по
картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своѐ отношение к культурному и
природному наследию;
- выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития
России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности
экономических структур, национальным проектам и государственной региональной
политике.
9 класс
• осознание роли географии в познании окружающего
мира:
- объяснять
основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России
социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель
устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных
систем и географических районов.
• освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических
проблем;
- приводить
примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям
и районам, роль
России в мире.
- использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических
систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических
проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
• использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической
информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по
картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своѐ отношение к культурному и
природному наследию;
- выражать своѐ отношение к идее устойчивого развития
России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения,
деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной
региональной политике
Основные
методы и формы организации процесса обучения
При
изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные
формы организации процесса обучения, практические работы.
Основными
формами контроля при реализации учебной программы
являются: входной контроль вначале и в конце четверти, текущий – в форме устного,
фронтального опроса, итоговые практические работы, тесты.
Аннотация к рабочей
программе по географии 10 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии :
Авторской программой В.П.Максаковского для 10класса (базовый уровень)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень
практических работ по каждому разделу. Курс по географии на базовом уровне
ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения
школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего
образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый
курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного
географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения
населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных
территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное
представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у
школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Рабочая программа рассчитана на 68 ч..
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о современном
мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный
интерес к другим народам и странам.
Задачи:
1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном
и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства,
разнообразии его объектов и процессов;
2. овладение умениями
сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания