История
Аннотация к рабочей
программе учебного предмета «История »
5-9 класс
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета
«История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни
людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она
служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История
дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного
исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения
в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и
роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры
в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по
отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения
истории являются:
· формирование
у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной,
культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение
знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание
учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
· развитие
способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
· формирование
у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной
деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится
по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет
модуль «Введение в новейшую историю России»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6-9
классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным
результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в
соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
в сфере гражданского
воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения
Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной
сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов
России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков;
в понимании ценности
научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций
историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании
ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека
в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную
эпоху;
в сфере трудового
воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных
интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического
воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира
и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к
меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных
учебных познавательных действий:
владение базовыми
логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации,
выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми
исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь
ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы
и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников
исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных
учебных коммуникативных действий:
общение: представлять
особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление
совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в
общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных
учебных регулятивных действий:
владение приемами
самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами
самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального
интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и
окружающей действительности);
регулировать способ
выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История России (в
2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и другие; под
редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• ,История. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век : 8-й
класс : учебник 8 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. и
другие ; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• История России (в 2 частях), 8 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVII век :
7-й класс : учебник, 7 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. ;
под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. XIX—начало XX века :
9-й класс : учебник, 9 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. и
другие ; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Левандовский А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• История России: XVI - конец XVII века, 7 класс/ Андреев И.Л.,
Данилевский И.Н., Фёдоров И.Н. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История.
Всеобщая история. История Древнего мира : 5-й класс : учебник, 5 класс/ Вигасин
А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Программы
общеообразовательных учреждений. История, Обществознание 5-9 классы.
М-Просвещение;
2.Новая История под редакцие Юдовской А.Я; Ванюшкиной Л.М.;
3.Программа по истории России 6-11кл. Н.М.Арсентьев; Данилова А.А. и др.
(Изд. М; Просвещение), составленные в соответствии с требованиями ФГОС;
4.Юдовская А.Я.,Ванюшкина Л.М. поурочные разработки к учебнику
"Новая История:1800-1900" 9кл; М.; Просвещение, 2018г
5.Проверочные и контрольные работ. 9кл; Баранов П.А.
М.:Просвещение,2018г.
6.История России.9класс; Поурочные рекомендаци;
А.Е.Барыкина,-М.:Просвещение,2016г.
7.Данилов А.А.,Журавлева
О.Н.,Барыкина И.Е.Рабочая программа и тематическое планирование курса
"История России" 6-9 классы. М.:Просвещение,2016г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/login
https://edu.ru
https://fcior.edu.ru