Литература
Аннотация
к рабочим программам
по литературе для обучающихся 5-9 классов (ФГОС ООО).
Рабочая программа по литературе на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания,
с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочие программы составлены на основе
авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухин)
Учебный предмет «Литература» в
наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Основу содержания литературного
образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений
русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе
состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении,
культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к
отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в
отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при
решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета
отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение
литературы в основной школе по программам основного общего образования
рассчитано на 442 часа.
Аннотация
к рабочим
программам по литературе (базовый уровень) для обучающихся 10-11 классов
(ФГОС ООО).
Рабочая программа по литературе на
базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег.
номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочие программы составлены на основе
авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухин)
Учебный предмет «Литература»
способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них
заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного
образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала
ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом.
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе
состоят:
в сформированности чувства причастности
к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической
преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы
личности на основе высоких этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с
развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и
зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических
возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию
устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных
задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
На изучение литературы в 10–11 классах
среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 238
часов: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 136 часов (4
часа в неделю).