Родной (кабардино-черкесский) язык
Кабардино-черкесский язык
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по
родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык,
кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку.
Содержание
обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые
результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
На уровне начального
общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения
в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Родной
(кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует
умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной
(кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях
билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство
осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения
родного кабардинского языка предполагается использование материалов
кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление
межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное
чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими).
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (3 часа в неделю), во 2 классе-68
часов (3часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (3 часа в неделю), в 4 классе -
68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык». ООО
1.1. Программа
по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы
родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно - деятельностный
подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного стандарта. Использование системно- деятельностного подхода
способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе
обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную
учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
1.2. В
содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура
речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий
межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы
науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых
единиц).
1.3. Изучение родного
(кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование у
обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в
различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление с
языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических,
стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений
и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и
фактов;
развитие умений
работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск
информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее
число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа
в неделю).
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык». СОО
1. Федеральная
рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык»
(предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно -
программа по родному (кабардино-черкесскому) языку, родной
(кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский язык) разработана для
обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
2. Пояснительная
записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского) языка,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов.
3. Содержание
обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые
результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год
обучения.
Программа
по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего общего образования
разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На уровне
среднего общего образования у обучающихся совершенствуются приобретённые ранее
знания по родному (кабардино-черкесскому) языку, сформированные коммуникативные
навыки и умения, систематизируется теоретический материал как база для развития
практических навыков, увеличивается объём используемых обучающимися языковых и
речевых средств, совершенствуется качество владения родным языком. С целью
расширения языковых возможностей обучающихся вводятся дополнительные задания по
графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и морфологии кабардино-черкесского
языка, теории речевой деятельности. Развитие и закрепление языковых умений
осуществляется в процессе комплексного анализа речевых высказываний и путем
практического овладения нормами кабардино-черкесского литературного языка через
создание собственных текстов. В программу по родному (кабардино-черкесскому)
языку включены понятия кавказской языковой семьи, диалектизма, диалекта и
говора, рассматриваются языковые особенности и традиции адыгов. Значительное место
занимают вопросы стилистики и культуры речи.
В программе по
родному (кабардино-черкесскому) языку содержится материал, раскрывающий
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры адыгского
народа, представляющий также национально-культурную специфику
кабардино-черкесского языка.
Структура содержания программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
построена на основе тематического принципа. В содержании выделяются следующие
блоки: «Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке» (включает разделы
«Общие сведения о кабардино-черкесском языке», «Кабардино-черкесский
литературный язык и диалектология», «Лексика. Фразеология. Лексикография»,
«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование», «Морфология»,
«Синтаксис и пунктуация»), «Речь, речевое общение и культура речи» (включает
разделы «Язык и культура речи», «Стилистика и культура речи»).
Изучение
родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
совершенствование
видов речевой деятельности, коммуникативных умений
и культуры речи на кабардино-черкесском языке;
обеспечение
функциональной грамотности обучающихся в сфере родного кабардино-черкесского
языка;
расширение
понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях,
изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардино-черкесского
литературного языка;
воспитание
ценностного отношения к родному языку как хранителю национальной культуры и
одному из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.
5.5. Общее
число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68
часов (2 часа в неделю).