Родная (кабардино-черкесская) литература
Кабардино-черкесская
литература
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной язык и
литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (кабардино-черкесском) языке.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а
также предметные результаты за каждый год обучения.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе
начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (66 часов).
Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения грамоте,
представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1
класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский)
язык» и «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет.
Раздельное изучение учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» начинается со 2
класса.
Общее число
часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской) литературе, родная (кабардино-черкесская) литература, кабардино-черкесская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе.
2. Пояснительная
записка отражает общие цели изучения родной (кабардино-черкесской) литературы,
место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание
обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые
результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год
обучения.
5.1. Программа
по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.
Изучение учебного
предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся представления
об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой особую
художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие,
особая многозначность, где преобладают метафоричность
и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство
обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, ёмкостью,
афористичностью родной речи.
Теоретико-литературные
понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных
произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской
литературы.
Учебный предмет
«Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан
с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня
владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса,
формирования функциональной грамотности.
5.2. Содержание
учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» уровня среднего
общего образования выстроено по принципу формирования историзма восприятия
кабардино-черкесской литературы на основе историко-хронологического изучения
произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор писательских
имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной
культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом,
позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному
наследию своего народа.
5.3. В
содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам»
(Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой
Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в
1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы»,
«Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в
литературе. Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в
кабардино-черкесской литературе советского и постсоветского периода»,
«Духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических
произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского
и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь
современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные
теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу
и оценке литературно-художественных произведений).
Изучение родной
(кабардино-черкесской) литературы направлено
на достижение следующих целей:
формирование
культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности
обучающихся;
развитие навыков
анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование
ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской) литературе, осознание ее
роли как духовной и национальной культурной ценности.
Общее число
часов, рекомендованных для изучения родной
(кабардино-черкесской) литературы, - 68 часов:
в 10 классе - 34 часа (1 час
в неделю),
в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).