Биология
Аннотация к
рабочим программе по биологии 5-7 классы
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной
основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Общее число часов, отведенных для
изучения биологии, составляет 102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Аннотация к
рабочей программе по биологии 8 класс (УМК Пономаревой И.Н.)
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной
основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Общее число часов, отведенных для
изучения биологии в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к
программе по биологии 9 класс (УМК Пономаревой И.Н.)
Рабочая программа для 9-го класса разработана на основе
закона РФ «Об образовании»; фундаментального ядра содержания общего
образования; требований к результатам освоения основного общего
образования, представленным в ФГОС основного образования; программы:
Биология: 5-9 классы: программа. - М. : Вентана - Граф, 2013.-304 с. Авторы: И.
Н. Понамарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Цель программы курса биологии для основной школы, базового уровня -
обеспечение формирования биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении
практических задач, связанных с живой природой.
Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами
учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных
теоретических и практических задач. Изучение биологии на базовом уровне
ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки
выпускников.
Общее число часов, отведенных для
изучения биологии в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Аннотация к
рабочей программе по биологии 10 класс
При разработке программы по биологии теоретическую
основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета
«Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности
целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих современное
состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также
положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и
обеспечении существования человеческого общества.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углубленном уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых
систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для
грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных
жизненных проблем.
Для изучения биологии на углубленном
уровне среднего общего образования в 10 классе отводится 102 часа (1 час
в неделю).
Аннотация к
рабочей программе по биологии 11 класс (УМК Пономаревой И.Н.)
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта
среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой
среднего общего образования и Основной образовательной программой среднего
общего образования МКОУ СОШ с.п. Дейское, а также на основе авторской программы
по биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана -
Граф»).
ЦЕЛИ: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих её
законах, познакомить с многообразием жизни и историей её развития на Земле.
ЗАДАЧИ:
·
приобщить к
осмыслению (сущности жизни, бытия, познания, практики и т.д.) эстетических,
этических, правовых норм, ценностей, идеалов и правил, касающихся культуры общения
с живыми системами; раскрыть картину биологической реальности, показать сферы
ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальными картинами
мира;
·
познакомить с
научными принципами биологического познания
·
(причинностью, системностью,
историзмом); научить видеть их истоки; развить умение выдвигать и решать
проблемы, планировать и ставить наблюдения и эксперименты;
·
овладеть
логической структурой и концептуальным аппаратом важнейших биологических и
пограничных теорий и идей, умением пользоваться теоретическими знаниями для
обобщения, систематизации и прогнозирования;
·
усвоить
прикладные теории, связанные с использованием живых систем; вооружить знаниями,
необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии,
практическими навыками обращениями с биосистемами.
Общее число часов, отведенных для
изучения биологии в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Анатация
к учебному курсу в 11 классе «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИИ. РЕШЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В КУРСЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций в ходе решения биологических задач.
Статус документа
Программа элективного курса по биологии составлена на основе нормативных
документов:
1.
Федерального
базисного учебного плана для образовательных учреждении Российской Федерации
2.
Федеральный
государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой
системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлена на реализацию личностно
- ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности
старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на
приоритете освоения учащимися способов
действий, не нанося ущерб
самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по
биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по
биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс
тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие
строение и функционирование биологических
систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им
своих обязанностей.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трѐх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Целью курса является:
· Содействовать формированию прочных
знаний по общей
биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.
· Обобщить,
систематизировать, расширить
и углубить знания
учащихся сформировать актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
Аннотация к
программе учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» 5
-7класс.
Примерная образовательная
программа учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность»
относится к предметной области «Естественно-научные предметы» и предназначена
для организации образовательной деятельности обучающихся в 5—х классах.
Ценностно-смысловые ориентиры программы позволяют позиционировать российскую
систему образования как одну из ведущих систем в мире. Сквозной целевой
установкой программы является формирование нравственных, гуманистических
идеалов обучающихся, как основы экологического мышления и ценностного отношения
к природе.
Программа направлена на
развитие экологического сознания и навыков экологически грамотного поведения:
«знаю — понимаю — умею — действую», ориентирована на осознание учащимися
экологических проблем в системе: Мир — Россия — Мой регион.
Актуальность
программы обусловлена её направленностью
на осознание учащимися концепции устойчивого развития как модели развития
цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между
решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, что
приводит к пониманию ответственности за будущее планеты и своей Родины.
Содержание
программы предполагает моделирование
реальных жизненных ситуаций анализ и разрешение которых направлено на
формирование грамотности нового типа — функциональной грамотности учащихся.
Предусматривает обучение школьников методам наблюдения и экспериментальным
навыкам; развитие их исследовательских умений и творческих способностей;
включение обучающихся в социальную практику; обеспечение индивидуальных
образовательных маршрутов. Что в целом способствует формированию экологически
грамотного поведения.
Программа
отвечает принципам:
гуманистической направленности —
нацелена на выработку у учащихся системы знаний убеждений, дающих чёткую
ориентацию в системе отношений «человек-природа», как основы экологического
образования и воспитания учащихся;
системности — задаёт
ориентировочные основы формирования системного мышления при рассмотрении
учебных проблем;
экологизации — направлена на
воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными
защитниками окружающей среды;
функциональной грамотности —
предполагает решение учебных проблем, моделирующих реальные практические
ситуации;
регионализации —
практико-ориентированные задания разработаны на основе фактического материала о
состоянии окружающей среды регионов России;
системно-деятельностного подхода к
организации образовательной деятельности. Более 60 % учебного материала носит
практико-ориентированный характер и предполагает самостоятельную работу
учащихся;
вариативности — содержание каждого
модуля может варьироваться в соответствии с особенностями региона и
образовательной среды учебного заведения. Содержание учебного курса
«Экологическая культура, грамотность, безопасность» направлено на осознание и
осмысление обучающимися:
идей единства и многообразия,
системности и целостности природы; идеи взаимозависимости природы и человека;
идеи гармонизации системы
«природа-человек».
Цель курса:
формирование и развитие у
школьников:
Экологического сознания в контексте
идей устойчивого развития природы и общества.
Системы естественно-научных знаний,
позволяющих принимать экологически грамотные решения как одного из видов
функциональной грамотности учащихся.
Исследовательских умений и
навыков экологически грамотного поведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация курса «Экологическая
культура, грамотность, безопасность» компенсирует отсутствие в программе
основной школы таких предметов как экология и естествознание. Этот учебный курс
может быть использован как дополнение (1 час в неделю) к основной
образовательной программе одного из предметов естественно-научного цикла и как
самостоятельный сквозной курс (5-7классы) внеурочной деятельности.